Календарное планирование работы «Часы и время. Календарное планирование в подготовительной группе на тему "удивительный мир часов" День часов в подг группе

Москва — главный город России, её столица. И об этом должен знать каждый дошкольник. Педагог готовит сообщения о Москве, её достопримечательностях, вспоминает с детьми символику России, народы, живущие на территории нашей страны. Старшие дошкольники рисуют Кремль, рассматривают картины из Третьяковской галереи, узнают о московском театре и цирке, а так же отправляются на машине времени в прошлое Москвы. Итогом недели становится викторина «Что я знаю о Москве». Беседы об истории города, рассказ о достопримечательностях, игры по развитию речи вы найдете в приложении к плану «Тематическая неделя «Москва».

Социально-коммуникативное развитие

Педагог рассказывает детям о детских писателях, знаменитых поэтах и художниках, живших в Москве, организует ситуацию «Я не должен…», что способствует социально-коммуникативному развитию детей, так же как и чтение безопасных сказок Шорыгиной Т.А., рассматривание альбома «Бытовые приборы» и организация сюжетно-ролевых игр по теме недели.

Познавательное развитие

В области познавательного развития планируются наблюдение за лужами, рассказ воспитателя о болоте, игры с обручами и блоками Дьенеша, направленные на развитие аналитического мышления. Дошкольники продолжают упражняться в определении времени по часам, закрепляют дни недели.

Речевое развитие

Во второй половине дня воспитатель знакомит детей со стихами и рассказами о столице России, вносит пособие «Схемы предложений» и работает над составлением творческих рассказов. Задачи речевого развития решаются в играх «Объясни слово», «Найди братца» и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

Дошкольники выясняют особенности строения кремля, изготовляют герб Москвы, лепят Царь-колокол и упражняются в распознавании предметов. Художественно-эстетическому развитию способствует рассматривание альбома «Русские народные музыкальные инструменты», прослушивание классической музыки.

Физическое развитие

Взрослый рассказывает детям о Дворце спорта в Москве, вспоминает и продолжает знакомить с японскими народными играми. Физическому развитию так же способствует познавательная деятельность «Почему кровь течёт», беседы о правильном питании и знакомство с элементами ритмопластики.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Игра «Пересядьте все, кто…». Цель: закреплять знания об индивидуальности каждого ребёнка. Путешествие на машине времени в прошлое Москвы. Цель: воспитывать патриотические чувства, интерес к прошлому. Пальчиковая гимнастика «Стук да стук». Цель: расширять знания о разнообразии домов и строений. Рассматривание разных зданий и домов. Цель: уточнить знания о строительстве и архитектуре зданий. Физминутка «Рябинка». Цель: вспомнить слова.
Про-
гулка
С.р. игра «Московский театр». Цель: вспомнить театральные профессии, развивать дружеские взаимоотношения в игре. Игра «Геокон». Цель: развивать пространственное восприятие, закреплять умение анализировать образец. Игра «Подбери слово к схеме». Цель: формировать умение проводить звуковой анализ слов. Внесение картины «Кремль» А.Фомин. Цель: рассмотреть картину, подготовиться к рисованию. П.и. «Эстафета парами». Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. П.и. «Ловишка с мячом». Цель: учить детей бегать врассыпную, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень — ребёнка.
ОД
2 п.д. Обсуждение стихотворения «Мои ладошки». Цель: совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться. Познавательно-исследовательская деятельность «Почему желтеют листья» (продолжение). Цель: наглядно определить значение хлорофилла и солнечного света для окраски листьев. Чтение К. Ушинский «Отечество». Цель: формировать патриотические чувства через литературу. Рисование «Кремль». Цель: развивать аналитические способности, совершенствовать технику изображения. Экспериментальная деятельность «Почему кровь течёт». Цель: показать механизм работы кровеносной и сердечнососудистой системы.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Просмотр мультфильма «Аленький цветочек». Цель: рассказать, что автор произведения Аксаков С.Т. жил в Москве, начать знакомство со знаменитыми поэтами, писателями и художниками Москвы.. Настольная игра «Куранты». Цель: учить определять время по часам. Внесение пособия «Схемы предложений». Цель: познакомить детей со схемами и способами их составления, ввести понятие «предлог». Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Москвы». Цель: дать детям знания о том, для чего нужны памятники, какому знаменитому историческому событию они послужили. Самостоятельные игры с физкультурным оборудованием. Цель: развивать физические качества, желание правильно выполнять упражнения.
Про-
гулка
Уборка участка. Цели: учить выполнению трудовых действий; приучать работать в коллективе. Наблюдение за черникой. Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — черникой. Составление творческих рассказов на тему по выбору воспитателя. Цель: активизировать речь, создать условия для словотворчества. Игра «Веселые ладошки». Цель: развивать творческое воображение. П.и. «Сильный удар». Цель: учить подпрыгивать и приземляться на носки полусогнутые ноги. П.и. «Пингвины с мячом». Цель: учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен.
ОД

Оксана Серебренникова
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»

Проект в детском саду «Удивительный мир часов »

с детьми (6-7 лет) подготовительной группы №7 .

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться»

Леонардо да Винчи

Пояснительная записка : Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!

Цель : Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов .

Задачи :

Познакомить с историей возникновения часов , их разновидностями в прошлом и настоящем.

Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой .

Продолжительность - среднепродолжительный (апрель-май 2016 год)

Участники - дети, родители, воспитатели и учитель-логопед группы №7 .

Проблема, её актуальность :

Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись , они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!

Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.

Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга : «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно : по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.

Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов , какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов . Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов » .

Прогнозируемый результат реализации проекта :

В практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности ;

Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

Дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления) ;

Дети получат новые знания : главное назначение часов – фиксация времени ; что давным-давно были : солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

Используются интернет - ресурсы в целях улучшения качества работы;

Разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов , их разновидностям.

Познавательное развитие Беседа «Какие часы были давным - давно»

Дидактические игры : «Кто больше знает?» , «Успей вовремя» , «Четвёртый лишний» , «Назови сутки» , «Когда это бывает?» , «Собери картинку» .

Занятие по познавательному развитию «Часы. Время»

Речевое развитие Беседы «Что такое сутки?» , «Часики-часы»

Рассматривание иллюстраций, открыток.

Отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Художественно – эстетическое развитие Загадки, пословицы, стихи о времени, часах.

Чтение «Сказка про часы с кукушкой»

Сказка «Часы и время» , «День рождения Совы»

Рисование «Такие разные часы»

Аппликация «Часики»

Социально – коммуникативное развитие Труд «Фабрика часов »

Сюжетно – ролевая игра «Магазин часов » - игровой сюжет «Покупка часов » , «Часовая мастерская »

Занятие по социально – коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»

Физическое развитие Беседа «По часовой стрелке и против часовой стрелки »

Физминутка «А часы идут, идут…»

Этапы работы над проектом

1 этап - Подготовительный

Цель : Определить основные направления работы.

o Систематизация материала по данному вопросу.

o Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы» .

o Изучение научной литературы по данному вопросу.

o Подбор художественной, энциклопедической литературы.

o Изготовление альбома «Виды часов » .

o Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме

o Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

o Подбор материалов для проведения исследования.

o Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

o Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов ) .

2 этап – Основной

Цель : провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

Беседы «История часов или какие бывают часы?» , «Часики-часы» , «Что такое сутки?» , «Что такое часовые стрелки » .

Чтение познавательной литературы о различных видах часов .

Чтение художественной литературы : Е. Шварц , «Часы и время» Ирис Ревю, «Часы ходят» и «Какие часы лучше» О. Мальцева, «Сказка про часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Сказка о волшебных часах» Борис Грешников.

Стихи о человеке и его часах : Ирина Гурина «Весёлые часы» , «Больные часы»

Юрий Коринец, И. Фомичева «Часы с кукушкой» , О. Шалимова «Солнечные

Прослушивание аудиосказки «Песочные часы» , просмотр фильма-сказки «Пока бьют часы»

Рассматривание энциклопедий «Почемучки (про часы) »

Подготовить с детьми небольшие рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах

Заучивание физминутки «А часы идут, идут…» и стихотворение Е. Борисова

Маленькая стрелочка

по часам идет,

Стрелочка большая,

минутам счет ведет.

Тонкая, секундная,

быстренько бежит,

В каждую минутку,

попасть она спешит.

Так, секундочки в минуту,

а минуточки в часы,

Сутками идут по кругу,

у будильника усы.

Рассматривание иллюстраций часов .

Рисование «Часы»

Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография)

Аппликация «Часики»

Дидактическая игры : «Собери картинки» , «Всё о времени» , «Назови предыдущее и последущее число» , «Назови сутки» , «Мой день» , «Время» , «Учим время» , «Четвёртый лишний» , «Когда это бывает?» .

Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?» , «Вы долго гуляли, как определить без часов , что пора идти домой?»

Проведение исследования с водяными часами (могут ли показывать часы давних времен точное время) .

Создание альбома «Такие разные часы»

НОД по социально-коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»

НОД по познавательному развитию «Часы. Время»

Просмотр презентации «Путешествие в прошлое часов » , «Какие бывают часы»

Изготовление макетов разных часов .

Экскурсии : «Магазин часов » , «Часовая мастерская » .

Работа с родителями : рисование совместно с детьми разных часов (для выставки) .

Сотрудничество с родителями – изготовление совместно с детьми моделей часов .

Просьба принести для мини-музея группы «Загадочный мир часов » интересные экспонаты.

Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов )

Консультации для родителей «Как знакомить детей со временем» , «Как научить ребёнка определять время»

3 этап - Заключительный

Цель : обобщение полученного опыта.

Создание мини - музея «Загадочный мир часов »

Создание коллекции разных часов

«Такие разные часы»

Создание презентации «Удивительный мир часов »

Создание альбома разнообразных видов часов с их подробным описанием

Подборка детских книг о часах и времени

Информационное обеспечение проекта :

При создании мини - музея «Загадочный мир часов » перед собой поставила следующие задачи :

o формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;

o формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

o формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;

o формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

o дать элементарные знания об окружающем;

o заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;

Предварительная работа :

Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;

Знакомство с литературными произведениями о часах и времени;

Разучивание стихотворения Е. Борисова

Маленькая стрелочка

по часам идет,

Стрелочка большая,

минутам счет ведет.

Тонкая, секундная,

быстренько бежит,

В каждую минутку,

попасть она спешит.

Так, секундочки в минуту,

а минуточки в часы,

Сутками идут по кругу,

у будильника усы.

Использование дидактических игр по теме «Часы» ;

Деятельность воспитателя в реализации проекта :

Разработка и реализация плана проекта ;

Подготовка конспекта занятия ;

Подготовка , организации и проведение экскурсии по помещениям ДОУ для знакомства с имеющимися настенными часами;

Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми и с родителями;

Подбор научно-популярной и художественной литературы : Энциклопедия «Почемучки» , Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» , сборник сказок о часах, «Стихи про часы и о времени» .

Оформление мини-музея «Загадочный мир часов » из моделей часов , сделанных руками детей и родителей;

Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы» ;

Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.

Деятельность родителей в реализации проекта :

o Помощь воспитателю в подборе необходимой литературы, интересной информации, тематических картинок, фотографий;

o Беседы с детьми;

o Чтение детям научно-популярной и художественной литературы;

o Рассматривание иллюстраций;

o Рисование часов совместно с детьми ;

o Изготовление моделей часов совместно с детьми .

Тема проекта: «Человек и время»

Проблема: Зачем человеку знать время? Создание машины-времени.

Тип проекта : вид – монопредметный, по предмету области – математический, по форме – практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (1 неделя).

Цели проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

развивающие:

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;

обучающие: научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев:

воспитывающие: расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Руководитель проекта: воспитатель Зуева Татьяна Владимировна.

Обеспечение проекта

Материально-техническое и учебно-методическое:

· Наборы для работы: картон, цветная бумага, альбомы, фломастеры, ножницы, клей и др.

· Детская художественная литература;

· Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени.

· Модели часов различных временныхпромежутков.

· Дидактические игрына развитие ориентировки во времени.

Предполагаемый результат

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.Создание «машины времени» будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.

Продукт проектной деятельности

Изготовление модели « машины времени». Выступление на «научном»симпозиуме «Я и мир вокруг».

Презентация проекта

Защита проекта прошла в форме выступления на «научном»симпозиуме «Я и мир вокруг».

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

· Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

· Подбор материалов для реализации проекта.

· Изготовление дидактических игр.

· Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап.Выполнение проекта

· Изготовление «деталей» машины.

· Конструирование модели «машины времени».

· Систематизация знаний о временных отношениях.

3 этап. Результаты

· Презентация проекта в форме демонстрации работы «машины времени» на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг».

· Подведение итогов и анализ работы.

План реализации проекта.

Дни недели

Цели и задачи

Форма и содержание

Понедельник

Занятие

«В мире часов»

Предшествующая работа: рассматривание серии картинок «части суток», «времена года», «режим дня школьника».Заучивание стихов о частях суток и временах года.

Цель:

Уточнить представления детей о частях сутоки временах года,

Способствовать накоплению опыта при изучении времени,

Вызвать интереск изучению времени;

Развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Стихио частях суток

Дидактические игры «Где мое место?, «Что раньше, что потом?»

Обсуждение конструкции «машину времени».

Вторник

Экскурсия в часовую мастерскую.

«Дело мастера боится»

Цель:

Расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Знакомство со строением циферблата.

Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки.

Практикум «Делу время, потехе – час».

Среда

Калейдоскоп математических игр

«Ориентировка во времени»

Цель:

Развивать представления о времени.

Закреплять знания о сутках, неделе, месяцах.

Поощрять желание играть в математические игры.

Улучшать память, внимание.

Развивать мелкую моторику рук.

Брейн-ринг.

Четверг

Ттворческая мастерская

« Создаем машину времени»

Цель:

Научить отражать абстрактные понятия в конкретных действиях.

Закреплять умение пользоваться режущими и колющими инструментами.

- развитьтворческую фантазию

Изготовить модели часов суток, часов недели и часов.года (круги разного диаметра, выдержанных в соответствующей цветовой гамме).

Разучивание стихов о времени.

Пятница

Защита проекта.

Выступление на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг»

Цель:

Обобщить знания детей о времени.

Совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

Демонстрация «машины времени».

Машина времени.

Мы хотим представить вашему вниманию модель Машины времени, которую мы изобрели в нашей лаборатории.

С помощью М.времени легко ориентироваться в разных временныхинтервалах. Каждая детальэтой машины заставляет работать определенный промежуток времени.

Чтобы узнать, что было год назад, нужно сделать поворот на главном временном диске против часовой стрелки.

Год назад мне было 5 лет.

Год назад я весил 18 кг.

В прошлом году мой рост был 96 см.

В прошлом году моей бабушке исполнилось 50 лет.

Чтобы узнать, что будет через 2 года,надо сделать 2 оборота стрелки вправо, по часовой стрелке.

Через два года я перейду во 2 класс.

А мой брат закончит школу.

Через 2 года Полянке будет 25 лет.

Следующий диск разделен на 12 частей.

Даша, объясни ученому совету работу этого диска времени.

(В году 4 времени года- осень, зима, весна, лето. В каждом времени года 3 месяца. А всего в году 12 месяцев.

А зачем нам знать названия месяцев? Можно обойтись без них?

Нет, нельзя.

Я родился в марте. Март- первый месяц весны.

Июнь-середина лета.

А в сентябре, когда наступает осень, дети идут в школу.

Молодцы, вы все правильно объясняете. Но давайте перейдем к следующему диску.

Данила, что означает этот диск?

Этот диск разделен на 7 разноцветных частей. В неделе 7 дней.

Посмотрите, уважаемые коллеги, этот веселый гномик Тик-так помогает быстрее запомнить дни недели.

Давайте расскажем,что делал гном всю неделю.

В понедельник добрый гном в красный цвет покрасил дом.

А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг.

Желтым все покрасил в среду и успел он лишь к обеду.

А четверг зеленыйвесь. Он принес такую весть.

В пятницу стал дом другим - словно небо голубым.

А шестой был день - Суббота. Синий цвет - его примета.

В воскресенье гномик отдыхает дома. А фиолетовая краска ему расскажет сказку.

Что мы еще можем узнать по нашей машине времени?

Мы можем узнать о частях суток.

Сутки это-утро, день, вечер, ночь.

А зачем нам знать их?

Чтобы соблюдать режим дня.

Чтобы знать, когда начинаются занятия.

Когда мы ложимся спать.

Последний диск нашей М. времени это - Часы.(Хором).

Которые отсчитывают часы, минуты, секунды.

Мы много говорили о значении часов в жизни человека.

Где можно увидеть часы?

Дома. В детском саду. В группе. В телефоне. В машине. На вокзале. На Спасской башне Кремля и т. д.

И люди не могут обойтись без часов в современной жизни.

Стих. «Часы».

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №87»

Проект

по развитию временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы

"Путешествие в страну времени"

Составитель проекта:

воспитатель

Чакий Ирина Владимировна


Бийск, 2015 год

Содержание

1. Характеристика проекта

2. Актуальность

3. Цель и задачи проекта

4.Результативность

5.Формы, методы и приёмы

6.Список литературы

7.Содержание проекта

Приложения

Характеристика проекта

Тип проекта : учебный

Вид проекта : групповой

Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.

Этапы проекта :

Подготовительный этап: сентябрь 2015г.

Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.

Заключительный этап: декабрь 2015г.

Исполнители:

Дети;

Воспитатели;

Родители.

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи

Актуальность

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Цель : Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи:

Развивающие:

Развивать представление о времени.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории()

Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

    Воспитывать желание «беречь» время.

Результативность :

    У воспитанниов развито представление о времени.

    Развивиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

    Сформированны предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

    Данны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

    Систематизированны и обобщины знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

    Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

    Воспитанно желание «беречь» время.

Формы, методы и приемы работы:

    диагностика ориентации во времени детей;

    составление календарного плана;

    подбор подходящих дидактических игр;

    разработка конспектов занятий поданной теме;

    чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;

    выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;

    проведение конкурса

    развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;

    фото - коллаж;

Содержание проекта

Календарный план работы

Подготовительный этап:

Сентябрь

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Поиск адекватных учебной задаче действий

3. Принятие учебной задачи

4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"

5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы»

6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.

7. Подбор игр.

Основной этап

месяц

область

Название

задачи

Октябрь

Игровая,

Учебная

Знакомство с уголком времени.

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»

Игра «Лови, бросай времена года называй»

Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.

Викторина «Наш веселый календарь ».

Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Рисование «День и ночь»

Повторение и получение новых знаний о величинах времени.

Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.

Закрепить понятия о временах года.

Учить пользоваться приборами для определения времени.

Учить определять число, месяц и день недели.

Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Закрепить понятия о частях суток.

Ноябрь

Игровая,

Учебная

Беседа «Немного истории о часах»

Чтение Й. Змай «Часы»

Рисование «Мир часов»

Игра «Заяц, заяц сколько время. »

Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)

Занятие «Учимся определять время с помощью часов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

Конкурс «Сделай часы своими руками»

Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

Закрепить понятие времени.

Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту

Научить определять время с помощью часов

Научить определять время с помощью часов

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Заключительный этап

Декабрь

    Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками

    Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»

    Беседа: «Что такое время? »

    Итоговое занятие по изучению времени.

    Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».

Список литературы:

1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.

Елена Юдина
Календарно-тематическое планирование. Части суток. Календарь

Тема Части суток . Календарь .

Цель : Дать представление о времени; познакомить с понятием минута, час, время суток , дни недели, времена года.

Итоговое мероприятие Развлечение «Веселая неделька»

Дата проведения 24 .03.2017.

Ответственный за проведение итогового мероприятия Юдина Е. М.

Режим 12 часов, понедельник, 20.03.2017 Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы

(уголки самостоятельной активности)

Групповая, подгрупповая Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро : игры, дежурство,индивид. работа,поручения, утр. гимнастика, КГН,

завтрак, игры.

1. Беседа с детьми о времени. Познакомить с понятием «минута» , «час» , «время суток » , «дни недели» , «время год» .

2. Пальчиковая игра неделька Цель координация речи с движением. Игра «найди ошибки» Семе, Егор, (даны картинки с изображением различных ситуаций и схемы к ним) .

Цель научить находить несоответствия между картинкой и схемой. Беседа волшебные слова. Слушание «Вежливой песенки»

Дидактическое упражнение «Доскажи Последнее слово» . Учить употреблять в речи вежливые слова. Внести картинки по теме части суток , времена года.

Непосредственно образовательная деятельность

1. Дошкольник входит в мир социальных отношений.

Тема : Что такое время? Цель дать представления о времени; познакомить с понятиями «минута» , «час» , «время суток » , «дни недели» , «времена года» . Смотреть Познавательное развитие стр. 169.

2. Формирование основ безопасности. Тема : О правилах пользования электроприборами. Цели : формировать представление о правилах пользования электроприборами; рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ними обращении. Стр. 125 Основы безопасности.

3. Двигательная деятельность. Задачи. Повторить ходьбу и бег по кругу с изменением направления движения и врассыпную; разучить прыжок в высоту с разбега; упражнять в метании мешочков в цель, в ползании между предметами. Стр. 79 Пензулаева.

Прогулка :

игры, наблюдения,

труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа 1. Наблюдение за лужами Цели : расширять представления детей о многообразии неживой природы; формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызывать желание фантазировать.

2. Подвижняя игра «удочка» Упражнять детей в прыжках в высоту.

3. Малоподвижная игра «Угадай, кто позвал?»

Развивать внимание, терпеливость.

Упражнять детей Катю, Полину, Дашу в беге по узкой дорожке, между линиями, с ускорениями и замедлениями темпа. Труд- помочь малышам собрать игрушки, после прогулки помочь малышам раздеться. Воспитывать заботливое и бережливое отношение.

Вынести : игрушки, скакалки, лопатки, ведерки.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Беседа на тему : «Берегите лес» Объяснение смысла пословиц и поговорок.

1. Не имей привычки носить в кармане спички.

2. Спичка невеличка, а огонь от нее – велик.

3. Огонь - друг и враг человека.

Много леса – береги, мало леса - не губи, нет леса – посади.

Рощи да леса – всему свету краса.

Срубили дерево - прощай птицы.

II пол. дня : оздоровит. и закалив. процедуры, КГН, полдник. Гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры.

2. Словесно-двигательная игра (с мячом) «Если хочешь быть здоров» Упражнять детей в умении выражать свои мысли словами, грамотно строить предложения. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Упражнять в ловкости.

3. Слосестно-двигательная игра «Летает – ни летает» . Продолжать развивать у детей внимание, наблюдательность, речевые навыки.

Непосредственно образовательная деятельность, кружки

1. НОД по познавательному развитию. «Лес богатство Земли!»

Цель : дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы. Смотреть стр. 84 Волчкова.

Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его. Смотреть стр. 83 Моя страна. Натарова В. И.

Предварительная работа.

1. Чтение литературы о лесе.

2. Наблюдения на прогулках и экскурсиях.

Методическое оборудование : панно для модели «Лес» , картинки для моделирования. Набор картинок «Чего не следует делать в лесу» . Дидактическая игра «Зачем пилят деревья» , «Зачем человек ходит в лес» .

Подготовка к прогулке.

Вторая прогулка

1. Подвижная игра «Мы веселые ребята» . Упражнять детей в быстром беге, в умении быстро увертываться. Воспитывать желание играть честно, соблюдать правила игры.

2. Словесно-дидактическая игра с мячом «Хорошо-плохо» . Стимулировать речевую активность, умения делать умозаключения. Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.

1. Прыжки вправо и влево через шнур с продвижением вперед (дистанция 3 м) 1. Уборка мусора на участке . Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

2. Вынести савочки, ведерки, игрушки, спортивный инвентарь.

Вечер : подготовка к ужину, ужин, игры, самост.

д-ть, уход домой Развивающая образовательная ситуация «Весна пришла» . Цели : Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаться с одного действия на другое; Формировать умение выкладывать из ниток различные предметы по образцу; Закреплять умение проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы; Активизация словаря по теме.

Заучивание стихотворения с подгруппой детей «Кораблик

См. стр. 332Т. С. Комаровой. Компьютерные игры :

«Пройди по лабиринту» ,

«Найди сходство»

«Цифры» . Упражнять детей в сохранении устойчивого внимания и способности переключения внимания. Тренировать память, логическое мышление.

Взаимодействие с родителями

Консультация на тему : «Права и обязанности по отношению к детям» .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!