Оценка выполнения нормативов безопасного функционирования. Упали, отжались: почему даже сильным банкам все сложнее выполнять нормативы Вопросы для самоконтроля

В Республике Беларусь система пруденциальных требований к банкам сформирована с учетом существующего мирового опыта и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

Банковский кодекс предоставил Национальному банку полномочия по осуществлению пруденциального регулирования деятельности банков, в том числе путем установления к ним пруденциальных требований, направленных на поддержание стабильности и устойчивости банковской системы, в частности, требований в части ограничения банковских рисков, достаточности нормативного капитала банка, ликвидности, создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам).

В дополнение основ определенных Банковских кодексом минимальных пруденциальных стандартов Национальным банком разработаны с учетом современных международных подходов к пруденциальных требований, предъявляемых к банкам, нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и методику расчета нормативов безопасного функционирования для банков, банковских групп, банковских холдингов.

Банки Республики Беларусь в целях обеспечения их безопасной и надежной деятельности должны соблюдать нормативы безопасного функционирования.

Действующим законодательством установлены следующие нормативы безопасного функционирования для банков:

– минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;

– предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка;

– минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;

– нормативы достаточности нормативного капитала банка;

– нормативы ликвидности банка;

– нормативы ограничения кредитных рисков;

– нормативы ограничения валютного риска;

–нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций.

Кроме того, в случае возникновения необходимости Национальный банк вправе устанавливать иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.

В целях обеспечения наиболее эффективного управления рисками и осуществления постоянного контроля за соблюдением установленных пруденциальных требований Национальным банком установлено обязательное ежедневное соблюдение банками основных нормативов безопасного функционирования: достаточности нормативного капитала, ликвидности, максимального размера кредитного и валютного рисков.

Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка установлен в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллиона евро и его нормативное значение рассчитывается ежеквартально по состоянию на первое число каждого квартала исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного на последнее число предыдущего квартала. Контроль за соблюдением указанного норматива осуществляется Национальным банком Республики Беларусь на основании учредительных документов банка и должен соответствовать установленному значению на дату государственной регистрации банка, государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы.

Размер уставного фонда вновь создаваемого (реорганизованного) банка не может быть ниже минимального размера уставного фонда банка, устанавливаемого Национальным банком. Уставный фонд банка состоит из вкладов (имущества) его учредителей (участников) и определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов банка. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка.

Предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка установлен в размере 20 процентов уставного фонда банка.

Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка установлен в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллиона евро; минимальный размер нормативного капитала для действующего банка, имеющего право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты) и (или) открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, – в сумме, эквивалентной 10,0 миллиона евро.

Аналогичные значения минимального размера уставного фонда и нормативного капитала банка установлены в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья, в частности, в Европейском союзе и Российской Федерации.

В состав нормативного капитала банка входят следующие компоненты: основной капитал (капитал I уровня), дополнительный капитал (капитал II и III уровня), который принимается в расчет в сумме, не превышающей сумму основного капитала.

Основной капитал состоит из зарегистрированного уставного фонда; эмиссионного дохода; фондов и прибыли прошлых лет, подтвержденных аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).

Дополнительный капитал II уровня включает прибыль прошлых лет, не подтвержденную аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), прибыль текущего года с учетом использования, фонды, сформированные за счет прибыли, включенной в дополнительный капитал, общие резервы на покрытие возможных убытков, создаваемые банком, и иные источники капитала банка.

Дополнительный капитал III уровня предназначен исключительно для покрытия рыночных рисков, и его источником является привлеченный банками краткосрочный (на срок от 2 до 5 лет) субординированный кредит (заем). При этом дополнительный капитал III уровня должен составлять не более 250% от величины нормативного капитала I и II уровней.

Кроме того, из источников капитала исключаются те собственные средства банка, которые нельзя рассматривать по своей экономической сущности в качестве реальных источников, обеспечивающих платежеспособность банка, в частности, выданные банком займы, вложения в уставные фонды других юридических лиц, составляющие 20 и более процентов в уставном фонде таких юридических лиц, собственные выкупленные акции и прочие.

Национальным банком установлен норматив достаточности нормативного капитала : в первые два года после государственной регистрации вновь создаваемого (реорганизованного) банка – 12 процентов, в последующие годы – 8 процентов;

Требование по наличию наиболее стабильных источников собственных средств для покрытия банковских рисков установлено через норматив достаточности основного капитала , который в первые два года после государственной регистрации вновь создаваемого (реорганизованного) банка должен соблюдаться банком на уровне не ниже 6 процентов, в последующие годы – не ниже 4 процентов.

Действующее законодательство предоставляет право Национальному банку в случае ухудшения общей экономической ситуации в стране повысить требования к достаточности нормативного (основного) капитала.

Нормативы достаточности нормативного (основного) капитала банка устанавливаются в виде предельных соотношений размера (части) нормативного (основного) капитала банка и рисков, принимаемых на себя банком: кредитного, операционного и рыночных (валютного, товарного, процентного и фондового).

Установление требований к достаточности нормативного капитала банка является одной из основных составляющих банковского надзора, и банки должны располагать определенной минимальной величиной нормативного капитала для покрытия тех рисков, с которыми они сталкиваются в своей деятельности, – кредитного, операционного и рыночных (валютного, товарного, процентного и фондового) рисков. Это позволяет обеспечить наиболее реальное и полное отражение чувствительности ко всем основным рискам банковской деятельности и способствует усовершенствованию управления рисками в банках.

Пруденциальные требования к оценке рисков при расчете достаточности нормативного капитала банка установлены в соответствии с Базельским Соглашением по капиталу, (Соглашение 1988 года, Базель 1), Поправкой к Базелю 1 (в отношении методики расчета рыночных рисков) и Новым соглашением по капиталу (Базель 2).

С 1 января 2005 г. модифицированы подходы к оценке кредитных рисков, которые основаны на оценке потенциальных потерь от активных операций с различными контрагентами-нерезидентами (странами, банками, другими юридическими лицами) в зависимости от внешней оценки их рейтингов, присваиваемых ведущими рейтинговыми агентствами Moody’s Investors Service, Fitch и Standard & Poor’s. Подходы к оценке потенциальных кредитных рисков по внебалансовым обязательствам банка основаны на оценке риска в зависимости от срока действия данных обязательств и возможности их прекращения банком в одностороннем порядке.

Нормативы ликвидности банка устанавливаются как соотношение активов и пассивов с учетом сроков, сумм, типов активов и пассивов и других факторов, определенных нормативными правовыми актами Национального банка.

Нормативы ликвидности должны соблюдаться банками на ежедневной основе. При расчете показателей ликвидности учитываются как балансовые так и внебалансовые требования и обязательства банка.

Общие принципы и методика осуществления расчета нормативов ликвидности построены на применении принципа консервативности (отнесение при расчете показателей, характеризующих выполнение нормативов безопасного функционирования, активов к требованиям с наибольшими сроками погашения, пассивов - к обязательствам с наименьшими сроками возврата), экономической сущности операций, условиях договоров при оценке сроков погашения активов и возврата пассивов.

Как и при расчете достаточности нормативного капитала, оценка рисков при расчете нормативов ликвидности осуществляется исходя из рейтинга контрагента по банковской операции, установленного международной рейтинговой организацией.

Национальный банк устанавливает для банков нормативы ликвидности, в том числе нормативы:

– мгновенной ликвидности,

– текущей ликвидности;

– краткосрочной ликвидности;

– соотношения ликвидных и суммарных активов.

Мгновенная ликвидность характеризует соотношение суммы активов до востребования и пассивов до востребования и с просроченными сроками. Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности установлено в размере 0,2.

Текущая ликвидность характеризует соотношение суммы активов с оставшимся сроком погашения до 30 дней, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до 30 дней, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы). Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности установлено в размере 0,7.

В расчет мгновенной, текущей ликвидности активы и пассивы включаются без учета степени ликвидности и риска одновременного снятия.

Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со сроками погашения до 1 года (фактическая ликвидность) и обязательств со сроками исполнения до 1 года (требуемая ликвидность). Принцип расчета краткосрочной ликвидности состоит в сопоставлении имеющихся активов для оплаты обязательств в соответствии со сроками погашения или по первому требованию в зависимости от вида обязательств (фактическая ликвидность) и суммы активов, которую необходимо иметь банку, небанковской кредитно-финансовой организации для своевременной оплаты своих обязательств при их востребовании (требуемая ликвидность).

Требуемая ликвидность определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск одновременного снятия средств по ним, обязательств, сроки погашения по которым уже наступили, а также по сумме отрицательных несоответствий между активами и пассивами по срокам до 1 года.

Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1.

В целях поддержания банками достаточного уровня ликвидных активов устанавливается минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Минимально допустимое значение данного показателя должно быть не менее 0,2.

В целях поддержания ликвидности банк должен постоянно контролировать состояние ликвидности, разработать модели управления ликвидностью, проводить стресс-тесты состояния ликвидности в разрезе валют, позволяющие оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) ситуаций в деятельности банка, разработать механизмы минимизации их негативных последствий, планы финансирования для поддержания ликвидности в кризисных ситуациях.

Ограничения крупных кредитных рисков , включая ограничения риска на одного должника, группу взаимосвязанных должников, на одного инсайдера и связанных с ним лиц, а также ограничения общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупных рисков устанавливаются в целях недопущения концентрации кредитного риска в рамках одного должника (группы взаимосвязанных должников). Кроме того данные ограничения направлены на уменьшение вероятных убытков банка по причине неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником своих обязательств перед банком (например, обязательств по кредитному договору) либо убытков, которые могут возникнуть в результате исполнения банком своих обязательств за контрагента (например, исполнение гарантии, поручительства).

Действующим законодательством установлены следующие нормативы ограничения кредитных рисков:

– максимальный размер кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников) – не более 20 процентов от нормативного капитала в первые два года после государственной регистрации банка, не более 25 процентов в последующие годы деятельности банка;

– суммарная величины крупных кредитных рисков – не более шестикратного размера нормативного капитала банка. При расчете величины крупных рисков фактом возникновения крупного риска является осуществление банком операции или операций, в результате которых совокупная сумма требований к должнику (группе взаимосвязанных должников) превысит 10 процентов от нормативного капитала банка;

– максимальный размер кредитного риска на одного инсайдера-физическое лицо и взаимосвязанных с ним физических лиц – не более 2 процентов нормативного капитала банка;

– максимальный размер кредитного риска на одного инсайдера-физическое лицо и взаимосвязанных с ним юридических лиц, максимальный размер кредитного риска на одного инсайдера-юридическое лицо и взаимосвязанных с ним лиц – не более 10 процентов от нормативного капитала в первые два года после государственной регистрации банка, не более 15 процентов в последующие годы деятельности банка;

– суммарная величина кредитных рисков на инсайдеров-юридических лиц и взаимосвязанных с ними лиц и инсайдеров-физических лиц и взаимосвязанных с ними юридических лиц – не более 50 процентов от нормативного капитала банка;

– суммарная величина кредитных рисков на инсайдеров-физических лиц и взаимосвязанных с ними физических лиц – не более 5 процентов от нормативного капитала банка;

– максимальный размер кредитного риска по средствам, размещенным в странах, не входящих в группу «A» – не более 100 процентов от нормативного капитала банка.

Под инсайдерами банка понимаются юридические и физические лица, имеющие в собственности установленную законодательством долю в уставном фонде банка (в Республике Беларусь – 5 процентов), являющиеся членами органов управления банка, занимающие определенные должности в банке, а также иные лица, которые в силу наличия определенных полномочий либо связанности с вышеперечисленными лицами могут повлиять на решение о выдаче кредита.

Законодательные и нормативные правовые акты дают исчерпывающий перечень инсайдеров и связанных с ним лиц. Риски рассчитываются в отношении инсайдера банка и связанных с ним лиц в совокупности. При этом критерии связанности между инсайдерами аналогичны критериям определения взаимосвязанных должников банка.

В целях надзора за инвестиционной деятельностью банков Национальным банком установлены:

– норматив участия в уставном фонде одной коммерческой организации устанавливается – в размере не более 5 процентов от нормативного капитала банка;

– норматив предельного размера участия в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности – в размере не более 25 процентов от нормативного капитала банка.

Кроме того, осуществление инвестиций банком в уставные фонды других банков, а также увеличения размера и (или) доли его участия за счет выбытия других участников, перераспределения внутренних источников или иных причин, не связанных с инвестированием средств банка, допускается только после получения согласия Национального банка. Участие банка в уставном фонде других коммерческих организаций, не являющихся банками, требует получения разрешения Национального банка только в случае, если доля участия в уставном фонде такой коммерческой организации превысит 10 процентов либо сохранится на данном уровне.

Норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском (соотношение не должно быть более 1) устанавливается для банков в целях ограничения рисков банковской деятельности и предотвращения создания положения, угрожающего интересам вкладчиков и кредиторов, поддержания банками достаточного объема средств в надежных активах для выполнения своих обязательств перед физическими лицами.

Создание специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательсвтам), является одним из основных пруденциальных требований к банку, способствующим сокращению негативного влияния рисков, возникающих при проведении им активных операций, подверженных кредитному риску, и позволяет адекватно оценивать реальные финансовые результаты деятельности банка, а также управлять кредитным риском по мере его возникновения.

Система формирования специальных резервов на покрытие возможных убытков банков в Республике Беларусь включает следующие виды резервов:

– специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску;

– специальный резерв под обесценивание ценных бумаг;

– специальный резерв на покрытие возможных убытков по операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам).

Пруденциальные требования к осуществлению банками достоверной классификации активов и условных обязательств, и своевременное и полное формирование специальных резервов на покрытие возможных убытков по ним направлены на обеспечение безопасной и надежной деятельности банков, бесперебойное выполнение ими своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, своевременное выявление и компенсацию кредитных рисков банков, связанных с неисполнением, несвоевременным либо неполным исполнением должником (контрагентом) финансовых и иных имущественных обязательств перед банком.

Классификация активов, условных обязательств и создание специального резерва на покрытие возможных убытков осуществляются исходя из способности клиента банка своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, что определяется его финансовым состоянием, в том числе наличием неисполненных обязательств перед банком и другими кредиторами, а также надежностью и полнотой обеспечения исполнения обязательств. При этом обеспечение рассматривается как фактор, учитываемый при классификации актива (условного обязательства) и потенциально повышающий его качество.

Помимо нормативов безопасного функционирования, устанавливаемых для банков, в соответствии с действующим законодательством Национальный банк в рамках надзора за деятельностью банков на консолидированной основе вправе устанавливать следующие нормативы безопасного функционирования для банковских групп, банковских холдингов , головной организацией которых является банк: ликвидности, достаточности нормативного капитала, ограничения кредитных рисков, ограничения валютного риска.

С учетом международного опыта и рекомендаций Основных принципов эффективного банковского надзора Национальным банком в настоящее время установлены следующие основные нормативы безопасного функционирования для банковских групп, банковских холдингов, головной организацией которых является банк:

– норматив достаточности нормативного капитала;

– нормативы ограничения кредитных рисков (крупных кредитных рисков и кредитных рисков по инсайдерам и взаимосвязанным с ними лицам).

Количественное значение нормативов безопасного функционирования на консолидированной основе полностью идентично нормативам безопасного функционирования, применяемым для банков на индивидуальной основе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите цели осуществления пруденциального регулирования и надзора.

2. На каких принципах строится пруденциальное регулирование и надзор?

3. Каковы полномочия органа банковского надзора?

4. Что включает в себя пруденциальное регулирование и надзор.

5. По каким направлениям осуществляются дистанционный надзор и инспектирование деятельности банков?

6. В каких целях осуществляется надзор за деятельностью банков на консолидированной основе?

7. Для чего устанавливаются нормативы безопасного функционирования?

8. Какие риски должны покрываться нормативным капиталом банка?

9. Расскажите про особенности методики расчета нормативов ликвидности банка.

10. Какие ограничения кредитных рисков установлены в Республике Беларусь?

К началу 2017 года БПС-Сбербанк устранил нарушения пруденциальных нормативов, которые имел с февраля 2016 года. Скорее всего, банк недосоздавал специальные резервы на покрытие возможных убытков по забалансовым активам и операциям из-за негативной ценовой конъюнктуры на рынке недвижимости.

НБРБ позволял БПС-Сбербанку временно нарушать норматив по спецрезервам, издав постановление от 24 февраля 2016 года № 95 ДСП. На 1 декабря требуемые резервы у банка составляли 359 млн BYN, тогда как реально сформированные были равны 276,6 млн BYN. К 1 января норматив и факт удалось свести воедино, зафиксировав на отметке 224,4 млн BYN.

Также была решена проблема БПС-Сбербанка с уменьшением объема нормативного капитала. Если на 1 декабря 2016 года он составлял 387,2 млн BYN (против 524,9 млн BYN на 1 февраля), то на 1 января 2017 года нормативный капитал достиг 566,6 млн BYN. В результате лишь за 1 месяц достаточность нормативного капитала поднялась с 12,433% до 19,208%.

Улучшилось и соотношение ликвидных и суммарных активов БПС-Сбербанка — с 33,2% на 1 декабря до 38% на 1 января (при нормативе не ниже 20%). 20 декабря произошло внеочередное собрание акционеров БПС-Сбербанка , на котором были приняты решения о принятии мер по улучшению финансового состояния банка и об утверждении плана улучшения его финансового состояния.

Поскольку 98,43% акций БПС-Сбербанка владеет П АО «Сбербанк России» , то в декабре дочернему банку могли быть предоставлены ресурсы материнского. 12 января во время визита в Минск председатель правления Сбербанка Герман Греф поблагодарил белорусского президента , правительство и Нацбанк за поддержку, оказанную банку в 2015—2016 гг. , и заявил о начале «нормальной» работы банка в Беларуси с 2018 года.

К 1 января разрыв между нормативным и фактическим размером спецрезервов закрыл системообразующий Беларусбанк . Хотя данному банку и было разрешено недосоздавать спецрезервы еще по постановлению от 28 марта 2013 года № 182, в новый год Беларусбанк вступил без нарушений, сбалансировав нормативные и реальные спецрезервы на отметке в 927,5 млн BYN.

Из списка нарушителей выпали Абсолютбанк и Банк «Решение» . Абсолютбанк ранее не выполнял предписания регулятора по размеру нормативного капитала и объему спецрезервов. Банк «Решение» (экс-Трастбанк) формировал спецрезервы по особому графику, утвержденному НБРБ. Теперь оба банка могут похвастать полным выполнением доведенных нормативов.

Зато в Франсабанке всё еще создают спецрезервы по условиям, отличным от общеустановленных. При этом банк ссылается на то же постановление, которым ранее руководствовались в Беларусбанке.

У Технобанка в декабре-2016 наблюдались нарушения по нормативу текущей ликвидности — минимальное значение за месяц составило 64,4% при норме в 70%. Кроме того, банк вышел за пределы норматива суммарной величины рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц. При границе в 50% от нормативного капитала реальный показатель банка составил 221,1%. Впрочем, Нацбанк и здесь пришел на помощь, приняв особое постановление от 11 января 2017 года № 13 ДСП.

Вероятно, скачки в нормативах ликвидности и инсайдерских рисков у Технобанка связаны с рядом сделок, которые пытались провести акционеры . Во всяком случае, в повестку дня внеочередных собраний акционеров вопросы заключения крупных сделок включались зимой как минимум дважды —

А ты выполнил норматив достаточности капитала?

Все системно значимые банки соблюдали норматив краткосрочной ликвидности на 1 февраля 2016 года, заявил первый зампред правления ЦБ Алексей Симановский. Однако соблюдать нормативы в текущих экономических реалиях банкам становится все тяжелее и тяжелее, признают аналитики. Новые нормы «Базеля III» еще больше усложнят жизнь кредитным организациям.

Нормативы в кредит

Как заявил в Совете Федерации первый зампред ЦБ Алексей Симановский, все российские системно значимые банки соблюдали норматив краткосрочной ликвидности (LCR) на 1 февраля 2016 года.

В список системно значимых входят десять банков, на долю которых приходится более 60% совокупных активов российского банковского сектора: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-Банк, ЮниКредит Банк, «ФК Открытие», Росбанк, Промсвязьбанк и Райффайзенбанк.

В соответствии с требованиями «Базеля III» норматив краткосрочной ликвидности установлен с 1 января 2016 года для десяти системно значимых банков на уровне 70% с постепенным повышением этого значения до 100% в 2019 году.

Помимо этого, с 1 января планировалось изменить требования к достаточности собственных средств кредитных организаций (Н1.0), она должна составлять не менее 8%, а достаточность базового капитала – не ниже 4,5%. Причем по этому вопросу Банк России пошел навстречу кредитным организациям – минимальные требования к достаточности собственного (Н1.0) и базового капитала (Н1.1) были снижены с первоначальных 10% и 5% до 8% и 4,5% соответственно.

В январе регулятор снова проявил гибкость и установил льготный валютный курс при расчете двух нормативов - максимального размера риска на одного или группу связанных заемщиков банка (Н6) либо банковской группы (Н21). Банки получили возможность учитывать по льготному курсу на 1 января 2016 года операции, отраженные на балансовых и внебалансовых счетах по 31 декабря 2015 года. Льготный курс распространяется на пять валют: доллар США (72,93 рубля), евро (79,64 рубля), швейцарский франк (73,65 рубля), фунт стерлингов (108,24 рубля) и японскую иену (60,58 рубля).

Как говорилось в сообщении ЦБ, послабления вводятся «в целях снижения регулятивных рисков вследствие высокой волатильности валютного курса». Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в начале февраля заявила СМИ о том, что регулятор не планирует вводить новых послаблений для банков с точки зрения выполнения нормативов. При этом системно значимым банкам все-таки будет оказана определенная помощь. В недавнем интервью Reuters Эльвира Набиуллина сказала, что ЦБ одобрил ряду системно значимых банков кредитные линии на сумму около 600 млрд рублей для соблюдения норматива LCR. Как сообщила глава ЦБ, несколько системно значимых банков обратились за безотзывными кредитными линиями, регулятор удовлетворил ходатайства на общую сумму около 600 млрд рублей. «Мы готовы будем рассмотреть вопрос о предоставлении кредитных линий и другим банкам, если они к нам обратятся», - пояснила глава ЦБ. Данные о нормативе LCR на 1 февраля на сайте ЦБ пока не раскрыты.

Достаточности недостаточно

По данным информационно-аналитической службы Банки.ру, чаще всего сложности у банков начинаются с нарушения нормативов достаточности капитала - базового и основного. После этого, как правило, «пробиваются» нормативы ликвидности. Сложности с выполнением нормативов испытывают в основном небольшие и средние по ключевым показателям деятельности банки. Также в списке нарушителей – санируемые кредитные организации. «Опыт двух последних лет показывает, что чаще всего нормативы нарушают банки, находящиеся на санации: вот уже несколько месяцев подряд в списке постоянных нарушителей присутствует примерно 15 банков, проходящих процедуру оздоровления. Ежемесячно к ним добавляется еще в среднем около пяти банков, испытывающих трудности. Часть из них впоследствии лишается своих лицензий», - комментирует руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру Сабина Хасанова.

Всего Банк России предписывает соблюдать девять нормативов. Основные - достаточности капитала Н1 (минимум 8%), ликвидности Н2 (15%), Н3 (50%) и Н4 (максимум 120%). По мнению директора аналитического департамента ИК «Golden Hills - КапиталЪ АМ» Михаила Крылова, главным нормативом остается уровень ликвидности Н1.0. По состоянию на 1 февраля 2016 года Н1.0 нарушали 14 банков. Среди них - Бинбанк Кредитные Карты (бывший Москомприватбанк), Вокбанк, ВУЗ-Банк, Газэнергобанк, «Екатерининский», ИнРесБанк, Инвестторгбанк, Мособлбанк, Росавтобанк, Рост Банк, «Солидарность» (Самара), Социнвестбанк, «Траст», Финанс Бизнес Банк. Все они, за исключением «Екатерининского» и Росавтобанка, находятся на санации.

Но даже те, кто не пробивает пороговые значения нормативов, балансируют на грани нарушения пороговых значений. «Кредитные организации довольно часто идут на всякого рода уловки и манипуляции, в том числе фальсификацию отчетности, первичных документов, прибегая к различным методам, чтобы скрыть проблемы. Например, проводя операции задним числом или меняя оценку кредитного риска заемщика на отчетную дату, ввиду внезапно появившегося «существенного фактора»», - комментирует аналитик Банки.ру Александр Кудрявцев, добавляя, что оценка рисков в кредитных организациях хотя и регламентирована нормативными документами Банка России, все равно носит во многом субъективный характер.

«Рамки, которые Банк России устанавливает для банковского сектора РФ, зачастую приводят к некорректной оценке рисков самими кредитными организациями, что в итоге может привести к их банкротству. В условиях растущей просрочки банки вынуждены досоздавать резервы на возможные потери, что в результате давит на капитал и отражается уже на нормативах достаточности капитала. Также на выполнение нормативов влияют и резкие колебания курса валюты», - поясняет Сабина Хасанова. Она приводит в пример декабрь 2014 года, когда банки массово нарушали нормативы вследствие обвального падения рубля.

Как отмечают эксперты, соблюдать нормативы в текущих экономических реалиях многим кредитным организациям достаточно тяжело, а требования «Базеля III» могут осложнить жизнь не только мелким и средним игрокам. «В настоящее время все банки с запасом выполняют действующие требованию по соблюдению нормативов ликвидности. При этом вводимый норматив LCR в соответствии с «Базелем III» выполнить труднее, поскольку он предполагает более жесткую оценку возможного оттока средств клиентов, а значит, требует большего объема высоколиквидных активов», - говорит главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.

Новый норматив LCR выполнить смогли далеко не все банки. Именно поэтому ЦБ установил минимальное значение ниже рекомендованного по «Базелю III» и был вынужден предоставить кредитные линии системно значимым банкам, для которых этот норматив уже вступил в силу, считает старший методолог рейтингового агентства RusRating Александра Дейнеко. Он отмечает, что вопрос сложности соблюдения банками нормативов ликвидности индивидуальный и зависит от выбираемой банком бизнес-модели. «Хотя на рынке сейчас есть немалое количество банков, которые могли бы выполнять норматив LCR и при значении в 100%, в силу специфики структуры их баланса. В целом же вопрос выполнения нормативов ликвидности - это вопрос длинных денег, которых в российской экономике не хватает. Отсюда и вынужденные кредитные линии от ЦБ», - добавляет Дейнеко.

Старший аналитик Национального рейтингового агентства (НРА) Егор Иванов считает, что теоретически у ряда кредитных организаций могут возникнуть трудности с выполнением LCR, но регулятор дает достаточно времени, чтобы банки смогли подготовиться к его введению.

По мнению Сабины Хасановой, даже крупные банки из топ-50 не застрахованы от такого риска, как нарушения нормативов. Впрочем, крупные игроки банковского рынка могут рассчитывать на помощь своего акционера, небольшим же помощи зачастую ждать просто неоткуда.

Нужно ли ослаблять «удавку»

Новые послабления по нормативам для банков вряд ли возможны и не окажут существенной поддержки участникам рынка, считают эксперты. «При попытке изменить нынешнюю систему банковских нормативов может встать вопрос об актуальности принятых показателей, повышении прозрачности определения серьезности нарушений, исходя из их длительности и частоты, а также о выделении главных и второстепенных нормативов. Нынешняя база уже отчасти подразумевает определенную иерархию нормативов и известную практику штрафных санкций», - комментирует Михаил Крылов. Тем не менее он допускает, что, борясь за чистоту рынка, ЦБ введет дополнения, связанные с изучением новых кредитных рисков.

«Пересмотр нормативов в сторону снижения на постоянной основе лишь на время облегчил бы жизнь кредитным организациям. Банки, испытывающие сложности, в любом случае пробивают пороговые значения, установленные Банком России. Так было всегда, это дело времени», - считают в информационно-аналитической службе Банки.ру. К тому же, напоминают эксперты, Банк России ведет политику зачистки рынка от неблагополучных, слабых банков, что подразумевает уверенное выполнение оставшимися обязательных нормативов, установленных регулятором.

Исключением здесь могут стать нормативы ликвидности Н2, Н3, а также норматив Н6, который уже был пересмотрен на время регулятором. «Но, скорее всего, в случае наступления массовых проблем с исполнением тех или иных нормативов Банк России опять прибегнет к политике временного смягчения, которая позволит остаться банкам на плаву», - полагают аналитики Банки.ру.

Нормативы безопасного функционирования представляют собой коэффициенты, отражающие финансовое состояние банка на определенную дату и характеризуют различные стороны деятельности банка: достаточность капитала, ликвидность, уровень созданных резервов. Они имеют нормативные значения, которые сравниваются с расчетными данными банка.

Проанализируем выполнение ОАО «Белинвестбанк» нормативов безопасного функционирования, установленных Национальным банком Республики Беларусь по состоянию на 01.11.2013 г. (табл. 2.7). и нормативов ликвидности (табл.2.8).

Таблица 2.7 - Выполнение ОАО «Белинвестбанк» нормативов безопасного функционирования, установленных Национальным банком Республики Беларусь, по состоянию на 01.11.2013 г.

Показатель

Норматив НБ РБ

Данные Банка

Минимальный размер нормативного капитала

не менее 25 млн.евро (эквивалент)

165,5 млн.евро

Норматив достаточности нормативного капитала

не менее 10%

Норматив достаточности основного капитала

Не менее 5%

Норматив суммарной величины крупных рисков

не более 6-ти кратного размера нормативного капитала

Норматив суммарной величины рисков на инсайдеров - юр.лиц (физ. лиц, являющихся ИП) и взаимосвязанных с ними лиц и инсайдеров - физ. лиц (кроме ИП) и взаимосвязанных с ними юр. лиц и (или) физ. лиц, являющихся ИП

не более 50 %

Норматив суммарной величины рисков на инсайдеров - физ. лиц (кроме ИП) и взаимосвязанных с ними физ. лиц (кроме ИП)

не более 5%

Норматив соотношения привлеченных средств физ. лиц и активов банка с ограниченным риском (коэффициент)

не более 1

Источник: .

Также можно рассмотреть выполнение ОАО «Белинвестбанк» и нормативов ликвидности (табл.2.8):

Таблица 2.8 - Нормативы ликвидности ОАО «Белинвестбанк»

Источник: .

Из таблицы данной видно, что ОАО «Белинвестбанк» имеет достаточно хорошие показатели достаточности капитала, соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском, что еще раз подтверждает высокую конкурентную позицию данного банка.

Минимальный размер нормативного капитала установлен в размере 25 млн. евро и данный норматив Банк выполняет, размер его нормативного капитала составляет 165,5 млн. евро.

Нормативы «достаточность нормативного капитала» и «достаточность основного капитала» Банк также выполняет. Установленные значения 10% и 5%, расчетные данные Банка 10,3% и 5,6% соответственно. Это свидетельствует о надежности Банка, высокой степени его подверженности рискам и возможности покрывать собственным капиталом вложения в неликвидные и высокорискованные активы.

Коэффициент соотношения привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском установлен в размере? 1, Банк имеет значение 0,7, - норматив выполняется.

Норматив мгновенной ликвидности установлен в размере?20%. Минимальное и максимальное значение не опускалось ниже установленного норматива. Это значит, что Банк способен за счет ликвидных активов до востребования выполнять свои обязательства по пассивам до востребования и с просроченными сроками.

Норматив текущей ликвидности установлен в размере?70%. Минимальное и максимальное значение не опускалось ниже установленного норматива. Это значит, что Банк способен выполнять свои обязательства по текущим пассивам в среднесрочной перспективе, т.е. пассивам до востребования и со сроком возврата до 30 дней, в том числе с просроченными сроками.

Коэффициент краткосрочной ликвидности установлен в размере?1,0. Минимальное и максимальное значение не опускалось ниже установленного норматива. Это значит, что Банк способен выполнять свои обязательства по краткосрочным пассивам, т.е. в течение года.

Коэффициент соотношения ликвидных и суммарных активов установлен в размере?20. Минимальное и максимальное значение ниже установленного норматива не опускалось. Это значит, что Банк имеет достаточный запас ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств.

Таким образом, нормативы ликвидности ОАО «Белинвестбанк», как видно из таблиц, намного превышают минимально допустимые значения. Высокая ликвидность является показателем того, что клиент в любой момент сможет вернуть вложенные средства или получить кредит в банке. Акционеров банка она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.

Для поддержания ликвидности банк должен стремиться к максимальному снижению издержек в ходе реализации активов и привлечения пассивов, что является неотъемлемым условием поддержания устойчивости его финансового состояния. Показателем, характеризующим вероятность наступления нежелательных для банка потерь, является риск ликвидности. Риск ликвидности для банка связан с невозможностью быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства по приемлемым ценам без потерь или привлечения дополнительных обязательств.

Одним из направлений банковского менеджмента должно являться управление риском несбалансированной ликвидности с целью укрепления финансовой устойчивости банка, а также минимизации потерь в процессе поддержания ликвидности.

НОРМАТИВЫ БЕЗОПАСНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В Республике Беларусь действует Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 N 137 (в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.05.2007 N 117) (далее - Инструкция N 137). Инструкция N 137 разработана в соответствии со статьями 26, 34, 111 - 117, 122 Банковского кодекса Республики Беларусь в целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь и устанавливает нормативы безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь (далее - банки, небанковские кредитно-финансовые организации).

Инструкцией N 137 устанавливается единая методика расчета нормативного капитала, активов и обязательств, размеров риска, методика оценки выполнения нормативов безопасного функционирования, установленных для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, а также порядок осуществления надзора за выполнением нормативов безопасного функционирования банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Надзор за соблюдением банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями нормативов безопасного функционирования осуществляется Национальным банком Республики Беларусь на основании отчетности, представляемой банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (далее - отчетность), а также в ходе проверок банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

Какие нормативы безопасного ведения банковского дела применяются к коммерческим банкам?

Для банков устанавливаются следующие нормативы безопасного функционирования:

Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;

Предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка;

Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;

Нормативы достаточности нормативного капитала банка;

Нормативы ликвидности банка;

Норматив максимального размера кредитного риска по средствам, размещенным банком в странах, не входящих в группу "A";

Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций;

Норматив ограничения валютного риска;

Норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.

Норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском устанавливается для банков, которые имеют право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц.

Какие нормативы безопасного ведения банковского дела применяются к небанковским кредитно-финансовым организациям?

Для всех небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливаются следующие нормативы безопасного функционирования:

Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемой (реорганизованной) небанковской кредитно-финансовой организации;

Минимальный размер нормативного капитала;

Нормативы участия в уставных фондах других коммерческих организаций;

Норматив ограничения валютного риска.

Для небанковских кредитно-финансовых организаций, имеющих право на осуществление банковских операций по размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, устанавливаются следующие нормативы безопасного функционирования:

Предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде небанковской кредитно-финансовой организации;

Нормативы ликвидности;

Нормативы достаточности нормативного капитала;

Норматив максимального размера кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников);

Норматив суммарной величины крупных кредитных рисков;

Норматив максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц;

Норматив суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц;

Норматив максимального размера кредитного риска по средствам, размещенным в странах, не входящих в группу "A".

Для небанковских кредитно-финансовых организаций, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, устанавливается норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов небанковской кредитно-финансовой организации с ограниченным риском.

Какие страны относятся к странам группы "A"?

Страны группы "A" - страны, имеющие следующие рейтинги, установленные нижеуказанными рейтинговыми агентствами и публикуемые в их изданиях, а также размещаемые на их интернет-сайтах (далее - рейтинги):

Какие страны относятся к странам группы "B"?

Страны группы "B" - страны, имеющие следующие рейтинги:

"Moody"s Investors Service" - долгосрочный рейтинг от A1 до A3;

Какие страны относятся к странам группы "C"?

Страны группы "C" - страны, имеющие следующие рейтинги:

"Moody"s Investors Service" - долгосрочный рейтинг от Baa1 до Baa3;

Какие страны относятся к странам группы "D"?

Страны группы "D" - страны, имеющие следующие рейтинги:

Какие страны относятся к странам группы "E"?

Страны группы "E" - страны, имеющие следующие рейтинги:

"Moody"s Investors Service" - долгосрочный рейтинг ниже B3;

Какие банки относятся к банкам группы "A"?

Банки группы "A" - банки, имеющие следующие рейтинги:

"Moody"s Investors Service" - долгосрочный рейтинг от Aaa до Aa3;

Какие банки относятся к банкам группы "B"?

Банки группы "B" - банки, имеющие следующие рейтинги:

"Moody"s Investors Service" - долгосрочный рейтинг от A1 до Baa3;

Какие банки относятся к банкам группы "C"?

Банки группы "C" - банки, имеющие следующие рейтинги:

"Moody"s Investors Service" - долгосрочный рейтинг от Ba1 до B3;

Какие банки относятся к банкам группы "D"?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!