Боги смерти в разных культурах. Ч.1. Самые знаменитые боги смерти Название смертей

Морана (Мара, Морена) – могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Её символы – Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…

Соломенное чучело, которое и сейчас все еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Танатос (др.-греч. «смерть») - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде».

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Аид у греков или у римлян Плутон (греч.- «богатый») - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Геката , в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.

БИБЛЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Всадник Смерть (Мор) – четвертый и последний всадник, вооруженный косой, время его появления – Апокалипсис.

Более подробна о библейских Ангелах Смерти можно прочитать !

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Анубис , в египетской мифологии бог – покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета.

Осирис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Эрешкигаль - в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур). Эрешкигаль – старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия и супруга Нергала – бога подземного царства и палящего солнца. Под властью Эрешкигаль – семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. На входящего в подземный мир Эрешкигаль направляет «взгляд смерти». Упоминается в «Некрономиконе» в той же роли властительницы подземного царства.

Нергал . Бог болезней, войны и смерти. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни.

ИРЛАНДИЯ (КЕЛЬТЫ)

Бадб («неистовая») – считалась богиней войны, смерти и сражений. Появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха. В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши - дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.

Немаин («ужасная», «злобная»), в ирландской мифологии богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья.

Морриган («Королева призраков») - богиня войны в ирландской мифологии. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней.

ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Хель (др.-исл. Hel) - повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной).

Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.

Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.

Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

МИФОЛОГИЯ МАЙЯ

Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка мира мертвых

Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) - супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира.

Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском (Día de Muertos).

Кими (Cimi) – бог смерти

Апух - в мифологии майя бог смерти и король Метнала (преисподней). Он изображался как скелет или труп, украшенный звонками, иногда с головой совы.

Хине-Нуи-Те-По , богиня Подземного царства, учит в определенные периоды держать «двери в прошлое» и не отягощать свою жизнь и отношения с людьми воспоминаниями и горьким опытом

ИНДИЯ

Кали . Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма («черная мать») она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой – на его грудь. У Кали четыре руки, на руках – похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.

На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии.

ВОСТОЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

Богиня смерти Найне , ей поклонялся древний народ Индонезии.

Дзигокудаю , в японской мифологии – богиня смерти, владычица загробного мира. На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета - это ее истинный образ.

Эмма - в японской мифологии бог-властитель и судья мертвых, который правит подземным адом - дзигоку. Так же его часто называют Великий царь Эмма. И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Ему подвластно многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.

Идзанами - в синтоизме богиня творения и смерти, рождённая вслед за первым поколением небесных богов, супруга бога Идзанаги. До ухода в царство мёртвых богиня носила титул Идзанами-но микото (букв. «высокое божество»), после этого события и расторжения брака с Идзанаги - Идзанами-но ками («богиня», «дух»).

У різних релігіях світу є божества, які безпосередньо пов"язані зі смертю. В одному випадку - це провідники душ в інший світ, в іншому - підземні божества і правителі потойбічного світу, а в третьому - той, хто забирав душу людини в момент смерті. Цікаво, що всі ці істоти управляли мертвими, але ніяк не визначали, скільки ж людині жити.

Для людини смерть, як і народження, є найважливішою складовою життя. Саме тому боги смерті є важливою складовою релігії і міфології, могутніми і владними. У деяких культах навіть віруючі поклоняються їм. Про найвідоміших богів смерті і піде мова.

Давньогрецька міфологія відома багатьом. Бог підземного царства в ній - Аїд, був братом самого Зевса. Йому після поділу світу дісталося підземне царство, яке він і стереже. Провідником сюди є Гермес, який взагалі досить багатогранне божество. Існував у греків ще й бог вмирання - Танатос. Але його інші мешканці Олімпу не особливо поважали, вважаючи байдужим до жертв людини. Танатос був братом бога сну Гіпноса. Греки часто зображували смерть і сон поруч, як чорного і білого юнаків. У Танатоса в руках був згаслий вогонь, що символізує кінець життя. А царство самого Аїда описували, як похмурі поля з блідими полями. Там мешкають безтілесні невагомі душі, яким скаржаться на сумну життя без світла і бажань. І в цьому царстві лунають тихі стогони, як шелест зів"ялого листя. Повернутися ж з царства сумі Аїда немає ніякої можливості. Не дивно, що греки боялися потрапляти сюди. Похмурий Аїд вважався олімпійським богом, піднімаючись нагору по справах. Його дружиною була Персефона, дочка Зевса і Деметри. Батько дозволив їй дві третини життя проводити на землі. З царством мертвих і Аїдом пов"язано чимало легенд. Тут і Сізіф, який за свій обман смерті був засуджений вічно піднімати один і той же камінь. А Орфею в знак визнання його талантів Аїд навіть дозволив забрати свою Еврідіку. Були в Аїда і свої безсмертні помічники - чудовиська і божества. Найвідомішим з них є Харон, який перевозив померлих через річку Стікс.

Анубіс для древніх єгиптян вважався провідником у світ померлих. Його зображували у вигляді людини з головою шакала. І не можна сказати, що це тварина для символу бога було вибрано навмання. Справа в тому, що шакал зовні є дрібним хижаком, від якого загрози спочатку не чекаєш. Але тварина дійсно може символізувати смерть. Шакали живляться мертвечиною, їх виття нагадує воплі зневірених, також це дуже хитра істота. До появи культу Осіріса саме Анубіс був головним божеством Західного Єгипту. Осіріс ж був батьком цього провідника і царем потойбічного світу. Разом зі своїм сином він судив померлих. Анубіс тримав у своїх руках ваги Істини, на одну з чаш яких клали серце людини, а на іншу - перо богині Маат, що символізує справедливість. Якщо серце виявлялося таким же легким, то померлий потрапляв на прекрасні і плодоносний райські поля. В іншому випадку його пожирав жахливий монстр Амат - лев з головою крокодила. І це вже означало остаточну смерть. За однією з легенд Осіріс був фараоном Єгипту, навчивши людей землеробства, виноробства і садівництва. Вбитий своїм братом Сетом, Осіріс був зібраний по частинах і відроджений Ра. Але божество вирішило не повертатися на землю, залишивши її своєму синові Гору. Осіріс ж вибрав для себе царство мертвих.

У міфології древніх скандинавів царством мертвих правила Хель. Вона була дочкою хитрого бога Локі і величезного велетня Ангробды. В міфах розповідається, що Хель успадкувала від своєї матері високий зріст. Це була богиня наполовину темно-синій, а на половину - мертвотно блідим. Невипадково її ще називали Синьо-білої Хель. Говорили, що стегна і ноги богині були покриті трупними плямами і тому розкладалися. Це було пов"язано з тим, що смерть уявлялась у вигляді скелета, на образ Хель переносилися риси трупа. Її царство є похмурим місцем, де холодно і темно. Вважалося, що Хель отримала владу над царством мертвих від Одіна. Туди потрапляють усі померлі, за винятком героїв, забраних валькиріямі у Вальхаллу. Там воїни б"ються, вбивають один одного і воскрешають знову і знову. Так вони показують перемогу над смертю. Найвідоміше згадка про богиню зустрічається в міфі про Бальдре. Після смерті він виявився бранцем Хель. Він майже зміг вирватися з царства мертвих, але хитрий Локі перешкодив цьому. Стародавні скандинави вважали, що коли відбудеться Остання битва - Рагнарок, Хель поведе армію мерців штурмувати небо.

В синтоїзмі цієї богині приписують владу над творінням і смертю. Разом зі своїм чоловіком Идзанаги вона створила землю і всіх її мешканців. Після цього Идзанами народила кількох інших богів, які змогли керувати світом. Ось тільки Кагуцути, бог вогню, обпалив свою матір, і та після важкої хвороби вирушила в країну вічного мороку, Еми. Не допомогли навіть благання і сльози коханої. Але Идзанаги не зміг жити без неї і відправився за коханою. Але у темряві він почув голос дружини, яка сказала йому, що вже пізно змінити що-небудь. Тоді Идзанаги запалив смолоскип, щоб востаннє подивитися на улюблену. Замість неї він побачив чудовисько, що закінчується гнемо і оточене монстрами. Породження темрява накинулися на Идзанаги, той ледве встиг втекти, закривши прохід в царство мертвих скелею. Цікаво, що цей міф чимось схожий на сказання про Орфея і Еврідіку. Пошуки своєї коханої в царстві мертвих - це взагалі популярний в міфології сюжет. В реальності люди часто розлучаються через смерть одного з подружжя. Ось і з"являються міфи про те, як майже вдалося повернути коханих з царства мертвих.

У Південній Америці царство мертвих і її володар зображувалися схожим на інших культурах. У ацтеків богом загробного світу був Миктлантекутли, який виглядав, як закривавлений скелет або ж просто людина з черепом на місці голови. Моторошний образ супроводжувався стильними совиными пір"ям на голові і намистом з очей людей на шиї. Супроводжують бога кажан, сова, павук і дружина Міктлансіуатль. Її зображували схожим чином, до того ж у неї була ще і спідниця з гримучих змій. А живе пара в хаті без вікон, розташованому на дні Пекла. Щоб потрапити до них в гості, померлому доводилося проробляти чотириденна подорож. І шлях був нелегким - між рушащимися горами, пустелями, долаючи крижаний вітер і рятуючись від змій і крокодилів. А на березі підземної річки померлий зустрічав провідника у вигляді невеликої собачки з рубіновими очима. На своїй спині вона і перевозила душі у володіння Миктлантекутли. Небіжчик віддавав богу ті дари, які йому поклали в могилу рідні. За ступенем багатства подарунків Миктлантекутли і визначав, на який рівень пекла відправити новачка. Треба сказати, що нічого доброго там не було. Тільки загиблі в бою воїни і принесені в жертву полонені попадали в особливий світ, на зразок Вахаллы. Окремий загробний світ був у потопельників, яких вважали гостями бога води. Так і у жінок, що померли під час пологів, було своє житло.

В іудаїзмі, християнстві та ісламі це головний супротивник небесних сил. У цього бога є чимало імен, найвідоміші - Люцифер, Диявол, Мефістофель, Веельзевул, Шайтан. Біблія розповідає, що Сатана був спочатку ангелом, досконалим і мудрим. Але мешканець Едему загордився і побажав бути рівним самому Богу. Тоді його скинули на Землю разом з друзями, які стали демонами. Саме Сатана і винен у вигнанні людей з раю, спокусивши Єву скуштувати заборонений плід пізнання. А в іудаїзмі Сатана лише ангел-обвинувач, який дозволяє людині зробити вибір. Це божество ототожнюється з поганими нахилами і ангелом смерті. Пащу Сатани часто вважалася входом до пекла, потрапити туди означало бути сожранным Дияволом. Загальноприйнято вважати, що саме Сатана і керує пеклом, куди потрапляють всі грішники. А забиралася життя у людей з допомогою посланих Богом ангелів смерті. Самими відомими з них вважалися Аваддон і Азраїл.

Назва цієї богині дослівно означає «велика підземна пані». У шумерів Ерешкігаль була господинею підземного царства Иркаллы. Її старшою сестрою була Інанна (Іштар), богиня любові і родючості, а чоловіком - Нергал, бог підземного царства і сонця. У Ерешкігаль в підпорядкуванні було сім суддів підземного світу. Існував у Вавилоні і присвячений богині храм, в Куті. У шумерів Іштар уособлювала весну і літо, а Ерешкігаль - осінь і зиму, тобто смерть і в"янення. Пізніше її наділили владою і над потойбічним світом і смертю. Одна з найвідоміших пісень про Ерешкігаль говорить про її підступність, про те, як вона змусила Іштар пожертвувати своїм чоловіком. Є і відомий міф про те, як вона вступила в шлюб з Нергалом. Ерешкігаль відмовилася бути присутньою на бенкет небожителів. Щоб покарати її, в царство мертвих був посланий войовничий Нергал. Але він не тільки не покарав її, але і взяв богиню в дружини, залишившись з нею в Иркалле.

У стародавніх римлян спочатку богом смерті вважався Оркус. Ще у етрусків він вважався дрібним бісом, але потім його вплив розширилося. Його зображували бородатим і крилатим речовиною, який забирає людські душі у своє царство. Став загробним правителем, Оркус увібрав в себе риси іншого подібного божества, Дис Патера. А пізніше він сам став частиною образу бога Плутона. Плутон був римським варіантом Аїда, увібравши багато його риси. Він вважався братом Юпітера і Нептуна. Плутон вважався гостинним богом, ось тільки нікого не відпускав. Сам бог з"являвся на поверхні землі рідко, виключно для вибору чергової жертви. Говорили, що Плутон шукає на землі тріщини, щоб промені сонця не могли б висвітлити його похмуре царство. А він їздить на колісниці, запряженій четвіркою чорних коней. Дружиною його вважається богиня рослин Прозерпіна, яка панує з ним в підземному світі.

Якщо про більшість релігій ми говоримо в минулому часі, то Санта Муэрте поширена і сьогодні. Цей культ присутній головним чином у Мексиці, але зустрічається і в Америці. Люди поклоняються однойменним божеству, яке є втіленням смерті. Цей культ народився на основі змішування міфів аборигенів Мексики і католицизму. Для місцевих жителів цілком природно поклонятися подібним божества, що проявляється у святкуванні «Днів Мертвих» навіть серед католиків. Шанувальники Санта Муэрта вважають, що звернені до неї молитви доходять, і вона може виконувати бажання. На честь божества будують каплиці. Саме воно подається, як жіночий скелет у сукні. Жертвопринесеннями ж є сигарети, шоколад та алкогольні напої. Найбільш фанатичні віруючі навіть роблять на честь богині ритуальні вбивства. Бідних людей ця релігія приваблює тим, що перед Санта Муэрте всі рівні, в тому числі і злочинці. Влада Мексики оголосила культ сатанистским, проводячи репресії проти його прихильників. Та й представники католицької церкви оголосили, що у цій релігії немає нічого спільного з християнством. Але число послідовників Санта Муэрте все одно зростає.

Це божество присутня в релігії вуду. Барон Самди пов"язаний не тільки з мертвими і смертю, але і з сексом і появою на світ дітей. Зображують божество у вигляді стильного скелета, на якому красується чорні фрак і циліндр. Він виглядає, як ніби трунар. Так труну до того ж є ще і його символом. На Гаїті на кожному новому кладовищі належить присвячувати першу могилу саме Барону Самди. Він може вселятися і в людей, роблячи їх божевільними на їжу, алкоголь і секс. Барон Самди вважається також покровителем бандитів. А святкування Дня мертвих на Гаїті перетворюється по суті в бенефіс божества. Біля його могили збираються паломники. Вони виспівують в його честь пісні, курять і п"ють міцний ром. Хрест на могилі Барона зовсім не християнський, а символ перехрестя доріг.

В буддистській традиції це божество відповідає за долю померлих і розпоряджається пеклом. Світ Ями іменується «небесами без битв» - це перший рівень, який ніяк не пов"язане з нашим життям і його проблемами. У Китаї вважається, що Бог Смерті Яньло-ван живе в підземному світі Юду. У його руках щітка і книга з долями померлих. Сам правитель має особа коні і голову бика. Стражники призводять до Яньло-вану душі людей, а він вершить суд. Доброчесні вдало перероджуються, а грішники потрапляють в пекло або перероджуються в інших світах. У Китаї Яньло-вана розглядають більше, як чиновника, а не як божество. У тибетців роль Яма грає Шиндже, владика смерті. Він займає центральне положення в описі життя після смерті. Легенди свідчать, що Шиндже сидить в самому центрі пекла і визначає подальші долі душ.

Славянская мифология
Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна…
Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты - духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.

Мифология майя
Ах Пуч (Ah Puch) - бог смерти и владыка мира мертвых

Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) — супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира.
Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском Дне Мёртвых (Día de Muertos). Во времена ацтеков подобное празднество, посвящённое мертвым, проходило в середине лета, в месяц Miccailhuitontli (24 июля-12 августа).

Кими (Cimi) - бог смерти

Апух — в мифологии майя бог смерти и король Метнала (преисподней). Он изображался как скелет или труп, украшенный звонками, иногда с головой совы.

Хине-Нуи-Те-По , богиня Подземного царства, учит в определенные периоды держать «двери в прошлое» и не отягощать свою жизнь и отношения с людьми воспоминаниями и горьким опытом

Греческая мифология
Та́натос, Та́нат, Фа́нат (др.-греч. «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде» (XVI 454).
Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.
Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. Ему посвящен LXXXVII орфический гимн.
В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека. Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии “Алкестида” (в переводе Анненского «Демон Смерти»), где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Аи́д у греков (или Гаде́с; у римлян Плуто́н (греч.— «богатый», также Дит лат. Dis или Орк) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи,брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Египетская мифология
Анубис , в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса - город 17-го нома Каса (греч. Кинополь - «собачий город»).

Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

Шумеро-аккадская мифология
Эре́шкигаль — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур). Эре́шкигаль - старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия и супруга Нергала - бога подземного царства и палящего солнца. Под властью Эре́шкигаль - семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. На входящего в подземный мир Эре́шкигаль направляет “взгляд смерти”. Упоминается в Некрономиконе” в той же роли властительницы подземного царства.

Нергал . Бог болезней, войны и смерти. Нергал (шумерское имя; первоначально, может быть, Эн-уру-гал, «Владыка обширного жилища») — хтоническое божество шумеро-аккадской мифологии, олицетворявшее разнообразные отрицательные явления. Сын Энлиля. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни. Был богом преисподней («обширного жилища»). Центром его культа был город Куту.

Ирландия (кельты)
Бадб (”неистовая”) считалась богиней войны, смерти и сражений. Считалось, что появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха. В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши — дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.

Немаин (”ужасная”, “злобная”), в ирландской мифологии богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья. По некоторым сведениям Немаин была женой Нуаду, предводителя Племен богини Дану.

Морриган («Королева призраков») — богиня войны в ирландской мифологии. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней. Кроме того, в легендах ей приписывается пророческий дар и способность изрекать магические заклинания. В качестве богини-воительницы она помогла богам Туата Де Дананн на поле боя в обеих битвах при Маг Туреид. Её сексуальность подчёркнута в легенде о Кухулине, когда она пыталась соблазнить героя, но была отвергнута им. Морриган известна своей способностью менять облик, часто принимала облик вороны.

Германо-скандинавская мифология

Хель (др.-исл. Hel) — повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной). Одна из трёх хтонических чудовищ.
Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.
Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.
Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной. Её лицо и тело — живой женщины, а бедра и ноги — как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Индия

Кали. Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма (”черная мать”) она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой - на его грудь. У Кали четыре руки, на руках -
похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.
На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии. Кали Ма имеет чёрную кожу и уродливое лицо с клыками, испачканными кровью. Над её бровью расположен третий глаз. Её обнажённое тело украшено гирляндами из младенцем, ожерельями из черепов, змей, голов её сыновей, а пояс сотворён из рук демонов.

Восточная мифология

Богиня смерти Найне , ей поклонялся древний народ Индонезии.

Дзигокудаю, в японской мифологии - богиня смерти, владычица загробного мира. Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских чудовищ.
Змеи, драконы и демоны являли собой облик, глубоко чуждый всему человеческому: чешуя, когти, крылья, огромная пасть, страшная сила, необычные свойства, огромный размер. Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии. Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами и одержавшими победу в казалось бы неравной схватке. Уничтожив чудовище, герой восстанавливал на земле мир и порядок, освобождал воды или охраняемое сокровище и похищенных людей. Демоны, низшие божества или духи, насылали беды и направляли людей на ложный путь. На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета — это ее истинный образ.

Эмма — в японской мифологии бог-властитель и судья мертвых, который правит подземным адом — дзигоку. Так же его часто называют Великий царь Эмма. И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Носит традиционную вафуку и корону на голове, на которой изображен иероглиф кандзи (яп. царь). Ему подвластно многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.

Идзанами — в синтоизме богиня творения и смерти, рождённая вслед за первым поколением небесных богов, супруга бога Идзанаги. До ухода в царство мёртвых богиня носила титул Идзанами-но микото (букв. «высокое божество»), после этого события и расторжения брака с Идзанаги — Идзанами-но ками («богиня», «дух»).


Все нашла в интернете.

Практически в каждой мировой культуре есть своё олицетворение смерти. Греческий бог Аид, владыка царства мёртвых, известен, пожалуй, всем. Мы же собрали 10-ку устрашающих ликов смерти, о которых мало кто слышал.

Миктлантекутли (ацтеки)


Ацтекский правитель подземного мира, правящий самой нижней его частью - девятой преисподней - изображался как залитый кровью скелет с ожерельем из человеческих глазных яблок или же в виде человека с оскаленным черепом вместо головы. На службе у Миктлантекутли , такое имя было у этого бога, были пауки, совы и летучие мыши.

Супай (инки)


Супай был богом смерти и правителем загробного царства (Уку Пача) инков. . Хотя он ассоциировался со смертью, в мифологии инков преисподняя не обязательно рассматривалась как негативный аспект смерти. Считается, что подземные источники являются необходимым аспектом для поддержания жизни живых и мертвых. Поэтому инки хоть и очень боялись Супая, но безмерно почитали преисподнюю и ее бога. В честь Супая проводили различные ритуалы и торжества.

Танатос (Греция)


Танатос – гречекий бог ненасильственной смерти. Он изображался, как юноша с крыльями и мечом. Утверждали, что Танатос ненавиди и людей, и бессмертных богов Олимпа. При этом он был единственным из греческих богов, который не переносил подношения.

Донн (Ирландия)


Донн - ирландский властитель одиночества и смерти, который, по преданию, обитает на острове у юго-западного побережья Ирландии. Ирландцы верят, что Донн вызывает бури и топит корабли, чтобы заполучить больше душ в свое царство. Считается, что Донн не всегда был богом – раньше он был смертным человеком. Он сын Милесиуса, который был убит в бою, когда вместе со своими братьями сражался за Ирландию. Изображали Донна чаще, как фигуру в чёрном балахоне с капюшоном.

Мэн По (Китай)


В китайской мифологии у смерти женское лицо. Мэн По - госпожа забвения, которая служит в китайском царстве мертвых Ди Юй. Когда душа готова к перевоплощению, именно Мэн По отвечает за то, чтобы душа забыла свою прежнюю жизнь и отправилась в Ди Юй. Чтобы помочь людям забыть о прошлой жизни, она варит специальный чай «Пять ароматов чая забвения». Считалось, что после того, как душа проходит очищение от грехов, она воскресает в новом воплощении.

Седна (эскимосы)


В мифологии эскимосов Седна является хозяйкой подземного мира Адливуна и богиней моря. Седна когда-то была красивой смертной женщиной, которая жила на побережье со своим отцом. Её мать умерла, когда Седна была еще совсем маленькой. Из-за ее красоты мужчины со всего света пытались добиться ее признательности, но никому этого не удавалось. По легенде, Седна погибла от рук своего отца и с тех пор мстит всем живым.

Анку (кельты)



Бретонцы, жившие на северо-западе Франции, считали, что Анку является олицетворением смерти. Его изображали, как высокого худого мужчину с белыми волосами или как скелет в сопровождении двух призраков. В некоторых культурах считалось, что Анку - первый сын Адама и Евы. Другие же утверждали, что человек, умерший в поселении последним в году, становится Анку. Анку означает «жнец мертвых». Когда опускается темнота, Анку на своей похоронной телеге, запряженной скелетами лошадей, ездит по сельской местности и собирает души умирающих. После того, как его тележка заполняется, Анку доставляет свой груз Анаону - царю подземного мира.

Гильтине (Литва)


Гильтине – богиня смерти и чумы - была молодой привлекательной женщиной, которую погребли заживо. Когда через 7 лет ей удалось выбраться из могилы, она стала страшной старухой с длинным синим носом и ядовитым языком, которым она облизывала обречённых на смерть. Гильтине часто изображают как скелет с косой, а ещё она может превращаться в змею. Гильтине бродит по кладбищам, облачённая в саван, и облизывает трупы, чтобы извлечь яд, которым она будет убивать живых.

Масау (индейцы хопи)


В мифологии хопи Масау больше известен как скелет-человек, который является лучшим другом людей и стражем их загробной жизни. Именно Масау, по мнению хопи, научил людей сельскому хозяйству, а также неоднократно предупреждал их о различных надвигающихся опасностях.

Айта (этруски)


Этрусскую смерть называли Айта, это был демон с головой волка. Он проводит души живых вниз, в подземный мир и охраняет их там. На погребальных урнах Айта изображался в виде бородатого мужчины в меховой шапке, сделанной из волчьей шкуры.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!