Эзотерический смысл сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. Чему учит «Сказка о спящей царевне и семи богатырях Главный смысл произведения спящая красавица

Написанная в Болдинскую осень 1833 года «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» - это одно из восьми произведений, созданных А. С. Пушкиным для детей. Всего несколько месяцев назад, в июле, родился первенец поэта - сын Александр. За полтора месяца в отцовском имении Пушкин пишет несколько больших произведений и две сказки, которые обязательно прочитает своим детям.

Сюжет и смысл сказки

Царь неведомого царства уехал по государственным делам, у него родилась в это время дочь. Жена царица вся извелась от тоски, ожидая возвращения любимого мужа, а когда он вернулся, умерла от сильных переживаний. Прошёл год траура, и во дворце появилась новая хозяйка – красивая, но жестокая и гордая царица. Её наибольшим сокровищем было волшебное зеркальце, которое умело говорить, и делать комплименты.

В сказке о спящей царевне и семи богатырях злая мачеха отравила царевну яблоком

Дочь царя тем временем росла тихо и незаметно, без материнской любви и ласки. Вскоре она превратилась в настоящую красавицу, и к ней посватался жених – королевич Елисей. Царица однажды, разговаривая с зеркальцем, услышала о него, что молодая царевна прекраснее всех на свете. Пылая ненавистью и злобой, мачеха решила погубить падчерицу. Она велела служанке отвести царевну в тёмный лес, и оставить связанной. Служанка сжалилась над девушкой, и отпустила её на волю.

Долго блуждала бедная царевна, и вышла к высокому терему. Это был дом семи богатырей. У них она нашла убежище, помогая по хозяйству, как младшая сестра. Злая мачеха узнала о том, что царевна жива от зеркальца, и послала служанку погубить её с помощью отравленного яблока. Семь богатырей опечалились, увидев свою названую сестру мёртвой. Но она была так прекрасна и свежа, точно спала, поэтому братья не стали её хоронить, а положили в хрустальный гроб, который повесили на цепях в пещере.

Отыскал царевну её жених, в отчаянии он разбил гроб, после чего девушка проснулась. Злая царица умерла от зависти, узнав о воскрешении падчерицы.

Чему учит сказка о спящей царевне

Сказка, созданная на основе народных преданий, учит доброте и смирению. Интересно, что царевна не стала просить братьев богатырей вернуть её домой к отцу, чтобы попросить у него помощи и защиты.

Наверное, она не хотела мешать счастью своего отца с новой женой или жалела царицу, которую ждало бы суровое наказание, узнай царь всю правду. Она предпочла труд прислуги в доме у братьев богатырей, чем власть и богатство, которое принадлежали ей по праву.

Её смирение было вознаграждено преданной любовью царевича Елисея. Он искал свою невесту по свету, обращался к силам природы – солнцу, ветру, месяцу, чтобы узнать, где его любимая. А когда нашёл, смог вернуть её к жизни. Зло было наказано, а добро и правда восторжествовали.

Сейчас вы узнаете, так ли далеки от реальности эти кадры.

Люди напридумывали около 600 версий предназначения пирамид: от зернохранилища до атомного бункера. Версий так много, потому что официальная версия пирамид как гробниц фараонов не выдерживает никакой критики, хотя бы потому, что в пирамидах ни разу не была найдена мумия фараонов.

Все мумии фараонов находили в так называемой долине царей. Что ж, давайте посмотрим, зачем же на самом деле были созданы эти устройства.

Но прежде, чем перейти к самому вкусному, хотим вас порадовать: Всё это великолепие вы можете увидеть лично, в рамках потрясающего научно-познавательного круиза с Лабораторией Альтернативной Истории.

Про легендарный коллектив ЛАИ и уже ушедшего от нас Андрея Склярова знают все, кто хоть чуть-чуть интересовался альтернативными исследованиями. Уникальные объекты и артефакты, следы высокотехнологичной обработки, которые можно потрогать и убедится в их реальности, общение со специалистами и исследователями ЛАИ, секретные помещения Пирамид, Каирский музей, Лускор, Карнак, и всё это на роскошном современном круизном лайнере с панорамными окнами, откуда открывается прекрасный вид на Нил и живописные пейзажи...

Такое путешествие вы точно будете помнить всю жизнь. И с этим лучше поторопиться, ведь мест осталось совсем не много. И вот ещё что - обязательно укажите промокод Крамола, это очень важно, тогда помимо путешествия вы получите... нет, не скидку, а кое-что гораздо более интересное.

И пока вы думаете, стоит ехать или нет, давайте рассмотрим такую версию. Достоверность документов проекта Ромб-Орион, которому приписывают изучение наследия Аненербе, проверить сложно. Многие считают это новоделом и подделкой. Но даже если это и так, она создавалась на основе каких-то первоисточников, ведь нельзя придумать абсолютно всё с нуля.

В этих документах написано, что до третьего Потопа Бог Птах построил комплекс пирамид по всему миру для того, чтобы спасти Землю в период грядущего Армагеддона. Им выстраивается сеть пирамид, которая возводилась на геотермально опасных разломах земной коры для того, чтобы в последующем избежать апокалипсического изменения электромагнитных и географических полюсов Земли.

И когда волны Потопа покрывают Землю, выстроенная по всему миру система пирамид, не позволяет Земле нарушить электромагнитные и орбитальные характеристики. Однако волны Потопа уничтожили созданные города и цивилизацию людей. После того, как воды сошли в Землю, Боги дали выжившим орудия труда и семена.

По всей Земле начало развиваться земледелие и животноводство. Пирамиды являлись мощным резонансным принимающим устройством постоянно поступающей высокочастотной энергии из космического пространства, которая, проходя через них, рассеивалась в широком спектре диапазона, оказывая мощное низкочастотное воздействие на ядро Земли. В результате чего восстанавливалась его ритмичность и стабильность.

Вот такое описание. Но давайте посмотрим не на напечатанный непонятно когда и непонятно кем текст, а на сами артефакты. Маленькие камеры в большинстве пирамид были отделаны гранитом. Этот материал хорошо известен своими изолирующими свойствами. Некоторые исследователи предполагают, что в этих камерах хранилось оборудование, представляющее опасность, или которому требовался покой.

В современном мире такие камеры тоже строят глубоко под землей, чтобы размещать внутри нейтрино, атомные часы, в общем, приборы, которые нужно изолировать от любых внешних факторов воздействия. Стены рядом с шахтами, ведущими в загадочные камеры, украшались фризами с изображением змей. Очевидно, что это был своеобразный знак предостережения. Ведь ядовитые змеи ассоциируются у людей с опасностью.

А ещё змея - это, по сути - символ синусоиды. Но об этом - чуть позже. Группа физиков и математиков под руководством Дмитрия Павлова, члена правления Лаборатории Альтернативной Истории, проводили ряд уникальных экспериментов. Например, на вершине пирамиды амплитуда сейсмошумов не уменьшалась, как должно быть, а наоборот увеличились в 10, иногда в 20 раз.

А ещё, в одной из пирамид, исследования анизотропии пространства на основе альфа распада дали неожиданный результат. Группа Физика и исследователя Виктора Панчелюги, исследуя этот эффект анизотропии, то есть изменения свойств пространства в зависимости от направления, который присутствует везде - на разных широтах, на разных высотах, столкнулась с тем, что этот эффект полностью пропадает в пирамиде.

нравственное воспитание школа сказка

Русские народные сказки очень разнообразны. Каждая русская народная сказка выделяется особым содержанием, стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают о животных, бытовые и волшебные. Это и объясняет наполненность сказок различными нравственными ценностями, тем чему учит сказка, что пытается донести.

В современном понимании слово «сказка» начало свое существование только в XVII веке, до этого была «байка» или «басень», что означает «баять» - рассказывать. Отсюда складывается и духовно-нравственный смысл сказки - донести до младших школьников значимость нравственных установок.

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников - щуки, Сивки-Бурки, волшебных предметов…) и часто случайно уходило.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят к мысли о существовании в народной сказке противоречия - победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, ведь только при этом условии чудеса возможны. Представления о дураке в сказке развиваются по следующей схеме: «Жили-были три брата: два умные, а третий глупый. Хотя он был и глупый, а ему все удавалось лучше, чем умным». Емеля сознает отсутствие «ума» (знания этикета, необходимого царскому зятю), просит волшебного помощника дать ему ум и красоту: «По щучьему веленью, а по моему прошенью, кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умен!» Мудрость героя-«дурака» проявляется в том, что он ждет своего часа, своего места.

Иван - древнееврейское имя (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский именослов с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн наряду с Мария является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко всем без исключения народам, принявшим крещение.

Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином. А значит, сказки про Ивана лишь включают в себя некие более древние истории, которыми наделили дозволенного христианской церковью персонажа. Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других - как Иван-царевич. В сказках позднего христианского времени Иван никогда не совершает поступков по злому умыслу. Все его чудачества - лишь от недоумия. Такими людьми в христианстве считались юродивые - умалишённые или увечные люди, вызывающие жалость. Их недееспособность сближала с детьми, которые подобно бездвижным калекам и умалишённым («дураки»), безгрешны и не могут сознательно творить зло.

Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как с ним связан образ царевича? Царевич - сын царя. Царь - помазанник божий (христианская догма). Сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не случайно в русском языке сильные и положительные поступки называются благородными, и совершающий их человек считается «благородным» (благородное происхождение - из помазанников божиих). Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках - соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность - единство дела, мысли, чувства - противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…».

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.

До христианства на Руси было язычество. С приходом христианства появляется новый этикет общения с Божеством, привычка призывать Божье благословение, по-иному обращаться за помощью. Так сказочный герой, отправляясь в путь, спрашивает благословения у родителей. Так же, как и в жизни православных христиан, мы не найдем в сказке жестких правил на то, когда следует спрашивать благословение. Практически все старшие могут благословлять младших именем Божиим в случае особого вдохновения (особенно имеющие на это право: родители, крестные, духовники). Волшебный помощник - добрая сила по отношению к герою, значит, и он должен благословить. Даже Баба-Яга, выступая советчицей, может сказать: «Поезжай с Богом!..»

Согласно православному этикету, когда входишь в дом с иконами, следует перекреститься на иконы, а потом только здороваться. Не является невежливостью даже перед царем сперва помолиться, а не царю кланяться. Сказка говорит с обычным пафосом, что герой всем хорош: «Иван вошёл в царские покои, помолился на святые иконы, поклонился царю и вымолвил...». Герой отправляется в путь и, если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей. Один герой сказки советует другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро вечера мудренее». Нетрудно понять, что речь идет о некоем вечернем молитвенном правиле героя - обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит, «успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен молиться.

Самосознание народа как «православного», «крещеного» входит в речевую норму, становится синонимом к «русский», «человеческий»: «Здесь живет ведьма, летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства». Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали они задать пир на весь крещеный мир» - то есть пир для всех живущих.

Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки - колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания жизни человека, и вполне естественно переносится на подземное царство: в подземных садах (медный, серебряный и золотой) звонят колокола, когда срывают яблоко. Отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур, звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того, колокола эти - в церквях.

Сказка охотно использует христианские «чудесные средства». К ним следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее образ живой/ мертвой воды: «сбрызнул раз тело святой водой - тело срослось, взбрызнул в другой - царевна ожила и сделалась краше прежней».

Важным элементом является проявление героем жалости, сочувствия, сострадания к встреченным по пути персонажам.

Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. Три - это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Символика числа «7» характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3 - божественного совершенства и 4 - мирового порядка. В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Семь бед - один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.

Филологическое толкование сказки «Морозко»:

Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное - это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.

В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала. Мне кажется, что мачеха - один из самых отвратительных персонажей русских народных сказок. Даже бабу-ягу иногда можно смягчить, и она сменит гнев на милость. А злая женщина пылает ненавистью к несчастному ребенку, который не может защититься и пожаловаться отцу, часто такому же смиренному и жертвенному, как и его дитя. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.

Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!»

Чем же тронула Мороза добрая девочка? Смирением и «незлобливостью». Морозко даёт сиротке теплую шубу и богатые дары.

Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански. Отец привозит из леса дочку - живую и невредимую, да ещё с богатыми подарками. Но это чудо вызывает у мачехи только злость и зависть. Теперь мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко она отвечает Морозке и из-за этого погибает.

Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям. Недаром в народе имеют силу слова: «Не в силе Бог, а в правде».

Мачехина дочка была избалована и ничего не делала, и от этого она стала грубиянкой и ленивицей. Возможно, чтобы она не согрешила ещё больше и не принесла много зла, и случилось это наказание. Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Такова мораль этой сказки.

Филологическое толкование сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»:

Рассматривая сюжет русской народной сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», вспомним замечательные слова великого А.С. Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В ней мы наблюдаем христианские добродетели: ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание, соучастие, содействие.

Это богатырская сказка героического содержания на тему мирного труда и защиты родной земли. Братья отправляются на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Сказка учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского роду, он младший сын в простой крестьянской семье. Эта сказка прославляет крестьянский труд. Старик и старуха были крестьянами. В сказке так и говорится: «Жили они - не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с «чудом-юдом поганым, которое собиралось на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить». Когда братья приехали в сожжённую деревню, они поняли, что ненапрасно покинули родную землю: нужно было спасти людей от беды. Ивану бои давались тяжело, потому что его предали старшие братья. Иван-крестьянский сын проявляет решимость, храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Образ Ивана - это воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду на земле. Сказка учит: как бы тебе ни было плохо, умей слышать ближнего. Способность участия в беде другого, когда и самому - то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий - и Господь наградит тебя по делам твоим, покайся в грехах своих, стань на путь исправления - и Господь простит грехи твои.

Филологическое толкование сказки «Гуси-лебеди»

Сказка «Гуси-лебеди» рисует путь от страданий к радости. Не послушалась девочка отца с матерью, бросила братца одного - и наказал ее Господь: «Налетели гуси - лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях». Обуяла душу девочки гордыня: «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… У моего батюшки и садовые яблочки не едятся… У моего батюшки и сливочки не едятся…» - Господь послал ей испытания. Осталась она одна - одинешенька. Долго она бегала по полям по лесам, по мхам, по болотам ходила, платье изорвала и только к вечеру нашла своего братца в дремучем лесу у злой Бабы-Яги.

Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Услышала девочка мольбу голодной мышки, накормила ее кашкой - мышка помогла ей в трудную минуту: попряла за нее кудель. Протянула девочка руку помощи яблоньке, у которой гнулись ветки под тяжестью плодов, съела лесное яблочко - заслонила яблоня ее ветвями, прикрыла листами. Помогла девочка печке, съела ржаного пирожка - спрятала ее печь в самом устьице. Послушала девочка речку, поела ее простого киселька - речка укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Так и спаслась девочка от злой Бабы-Яги и братца спасла. Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси-лебеди полетали - полетали, покричали - покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли».

Все это филологическое обоснование обличает те нравственные ценности, идеалы, ориентиры, которые должны появиться в жизни ребенка. Обоснование открывает возможность изменения и замещения взглядов на жизнь, их корректирования в соответствии с общепризнанными нормами.

Выводы по первой главе

В современном обществе наряду с основными общеучебными целями и задачами, становятся задачи духовно-нравственного воспитания. Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс становления личности. Задача современного учителя не только дать школьнику новые знания, но и обучить его самостоятельному формированию духовно-нравственных представлений, путем избирательности при выборе источника духовно-нравственных ценностей. Зачастую детям очень тяжело воспринимать и разграничивать те или иные ценности, наставления, они не способны проектировать межличностные отношения, взгляды на жизнь.

Духовно-нравственное воспитание имеет главенствующую роль в воспитании младшего школьника, так как на сегодняшний день появляется реальная угроза изменения духовно-нравственных ценностей. Это находит отражение как в воспитании, так и в обычной жизни ребёнка. Дети становятся более ожесточенными, теряются такие нравственные качества, как сострадание, смирение, доброта, честность, трудолюбие. Поэтому сейчас младший школьник как никогда раньше нуждается в источнике правильных моральных норм и духовно-нравственных ценностей.

«Русские народные сказки утверждают человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» (Аникин, 1977, с. 5). Из русских народных сказок младший школьник узнает, что счастье не мыслиться без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждается насилие, разбой, коварство, черное деяние. Русская народная сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам.

Идея русских народных сказок тесно связана с основной целью образования, что говорит о том, что материал русских народных сказок способствует раскрытию духовно-нравственного потенциала. «Мысль о привязанности человека к родному краю передается сказочником с заметным волнением. Родина - тот милый предел, к которому всеми помыслами и чувствами стремиться герой сказок. Какие бы удачи и счастье не сулила бы жизнь в далеких краях, люди в сказках, как и в жизни, не мыслят своего существования без родины» (Аникин, 1984, с. 25). «Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу. Верная и глубокая по существу,эта мысль способна жить столетиями почти без изменений, так, как она вынесена из массового опыта» (Аникин, 1984, с.12).

Человек не рождается личностью, а становиться ею в процессе развития, поэтому этот сложный путь следует проходить, ориентируясь на опыт народа. Согласно концепции духовно-нравственного воспитания, которая является методологической основой реализации ФГОС: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории».

Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и недостатки духовно-нравственного воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому на ступени начального общего образования стоит нелегкая задача - воспитать высокодуховного, нравственного гражданина РФ, от жизненной позиции и духовно-нравственных ценностей которого будет зависеть будущее нашей страны.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» – эта хрестоматийная фраза всплывает в памяти после прочтения сказки В. Жуковского . События, описанные в произведении русского писателя фантастические, но за ними скрывается поучительный смысл. Эта сказка собрала мудрость не только русского народа, но и мировой культуры, ведь источниками для ее написания стали сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Найти тот самый «намек» может только тот, кто умеет читать между строк.

В начале произведения В. Жуковский показывает читателю, что добрые люди, которые искренне хотят чего-либо, обязательно дождутся помощи от высших сил. Так, добрый и его царица были услышаны, и судьба подарила им долгожданного ребенка.

Еще один урок дается, в описании того, как царь Матвей легкомысленно решает оставить злую колдунью без приглашения. Причиной такого решения становится пустяк, который можно было бы исправить. Царь мог бы попытаться найти золотое блюдо и избежать проклятия. Он же выбрал более легкий путь, в итоге ему пришлось придумывать, как спасти дочку. Так бывает и в настоящей жизни. Люди часто не думают о том, какие последствия будут иметь их поступки, а потом жалеют о содеянном. В. Жуковский показывает и то, что исправить свои ошибки нелегко, а иногда и невозможно. Царь Матвей запретил в своем царстве все, что связано с пряжей, но даже такие строгие меры не помогли спасти царевну.

На примере , автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. Молодая девушка увидела в покоях незнакомую старуху и даже не поинтересовалась, кто она такая. Царевна без тени сомнения взяла веретено из рук незнакомки и поплатилась за это.

Писатель также доказывает, что судьба человека предначертана заранее. В сказке жизнь предопределяется чарами. Читатель заранее знает, что царевна не проснется, пока не пройдет триста лет. Именно поэтому молодцы, которые пытаются спасти красавицу раньше указанного срока, терпят поражение и не возвращаются из дремучего леса. Удалому царевичу суждено найти царевну и снять проклятие, поэтому он с легкостью делает это. Счастье дается смелым, уверенным в своих силах людям, которые не обращают внимание на неудачи предшественников..Эта истина также имеет место в сказке «Спящая царевна». Если бы царевич струсил, он бы не упустил свое счастье.

Как и в других сказках, в «Спящей царевне» утверждается победа добра над злом. Чары оказались бессильными перед добром другой феи. И хоть злая старуха-чародейка не была наказана, добро все равно одержало верх. Возможно, упуская сцену наказания колдуньи, В. Жуковский хотел показать, что добро не идет дорогой смерти и наказаний.

Волшебный сюжет произведения «Спящая царевна» захватывает не только оригинальными образами и событиями. Он таит советы и подсказки, которые В. Жуковский хотел передать взрослым и маленьким читателем. Сказка остается популярной уже почти два столетия. Думаю, многие читатели нашли чему научиться у ее героев.

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь».

Сказка начинается с того, что царь уезжает в дорогу, а царица садится у окна, с нетерпением ожидая его возвращения. Тут мы уже видим женскую преданность, женщина не бежит «по делам», сплетничать с подругами, смотреть телевизор, или мечать о ком то другом, он покорно и преданно ожидает возвращения мужа. С возвращением царя, царица рожает дочь и умирает.

«Долго царь был неутешен
Но как быть? И он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой».

В чём царь был грешен? Во-первых, то, что его жена скончалась в раннем возрасте, говорит, что вероятно, она была грешна, но и царь тоже, ведь Бог забрал у него жену. Во-вторых, он быстро вновь женился, значит не осознал зачем Бог забрал у него жену, сразу же постарался затмить одиночество другой. Новая жена оказалась: «высока, стройна, бела, и умом и всем взяла, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Пусть и красавица, и умная, но горделивая, не кроткая, ревнивая — нам показаны её пороки, которым не стоит подражать. Человек может быть красивым внешне, и даже умным, как говорит сказка, но не быть добропорядочным внутри. Царица со всеми была черства, лишь со своим заветным говорящим (правду) зеркальцем царица была добра и весела. Пушкин нам через сказку показывает, какими самовлюблёнными могут быть женщины, пристрастными к внешней красоте, и быть добренькими, только когда им это выгодно. Тут проявлено пристрастие «показать себя», тщеславие, привязанность к внешней форме.

Но узнав у зеркальца, что дочь царя, молодая царица, выросла и стала «всё же милее и белее», из-за ревности и зависти царица отправляет свою служанку увести молодую царицу в лес и оставить там на съедение волкам, что служанка и делает, правда против своей воли, и даже лжёт царице, что привязала царевну на съедение волкам.

Царевна блуждая по лесу находит и заходит в избушку, в которой живут семеро богатырей. Тем временем, царь узнаёт о потери дочери, и в дорогу на поиски отправляет её суженного, королевича Елисея. Стала царевна жить у семи богатырей в роли сестрицы.

«А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни».

Здесь вырисовывается образ праведной девушки, она не смущается оставаться одной, выполняет домашние дела, не прекословит (как много споров и ругани в современных семьях из-за женского непокорства), но и они ей не перечут, уважают. Все в неё влюбились, конечно же, но она осталась верной королевичу Елисею. Вновь мы видим, с какой святостью относились люди к обещаниям в прошлом. Вот девушка живёт в лесу, неизвестно где её суженный, увидит ли она его когда либо, а тут красавцы богатыри, аль нет, всё равно ведёт себя нравственно, ждёт. Между тем, сами богатыри тоже благородны, во-первых смиряются перед своей судьбой, что не суждено ни одному из них женится на царевне; во-вторых они не соперничают между собой. Сегодня принято считать, что мужчины самцы и обязательно должны соперничать. Тема ожидания девицами своих мужей и суженных также часто проявлена в русских народных сказках. Мужи уходили на войну, в плавание, и жёны должны были их дожидаться, не бояться оставаться одними. Коротали вечера за прялкой — полезным, медитативным занятием. Так женщины сохраняли свою женскую энергию.

Но спустя время, честное зеркальце опять царице доложило, что царевна всё мила, и совсем не умерла. Царица отправляет служанку снести царевне отравленное яблоко. Собака не хотела подпускать служанку к царевне — тут показано, насколько животные чувствительны к тонкому миру, и что нужно обращать внимание на их сообщения.

Найдя царевну мёртвой, богатыри горевали, но ждали три дня, прежде чем похоронить её в хрустальном гробу. Существует много случаев, когда людей хоронили, а они по той или иной причине оживали. Поэтому, вероятно, существовал такой обряд, не хоронить сразу, и подождать хотя бы три дня.

«И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима -
Не досталась никому,
Только гробу одному».

Царевна стала жертвой злобе, мы видим, что злоба, ненависть, зависть, ревность — всё это плохие качества, несущие разрушение, уничтожение, и их нужно в себе устранять. Также упоминается, что после смерти дух уходит на Небеса. Сегодня не все люди верят в посмертное существование души, а раньше у людей вообще не было такого вопроса, поэтому они не боялись умирать в бою, они были движемы чувством долга, благородства, обязанности, итд.

Тем временем, в поисках своей невесты, королевич Елисей встречает людей, которые над ним смеются, от него отворачиваются, но он не теряет надежды. Так и по жизни, зачастую человек может слышать критику, но это не должно смущать его сердце, если он руководствуется праведными мотивами. Потом царевич обращается за помощью к солнцу, месяцу, ветру — все они живые.

«Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного»».

Показано, что не только ветер живой, но и что он ничего не боится, кроме одного Бога. Так и человек не должен иметь никаких страхов, кроме страха Судного Дня, страха не угодить Творцу Создателю.

Вот ещё что интересно, царевна спит в гробу во тьме, до той поры, пока королевич её не находит, разбивает гроб и выводит к свету. Можно провести аллегорию с тем, что человек находится во тьме в мире земном, он как будто спит духовным сном, до поры, пока не пробудится и начнёт дорогу домой.

«В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно».

Сказка заканчивается свадебным пиром и смертью от тоски злой мачехи. Тоска свела её в могилу. Добро опять победило.

Снежная Королева

Все знают эту сказку, нет смысла её пересказывать. Это не русская сказка, но очень красивая, поэтому давайте о ней тоже поговорим. В сказке несколько второстепенных смыслов и один самый главный — холодность души, которая проявляется как безразличие, чёрствость и жестокость. Наверное эта сказка особенно актуальна в нашем современном мире, где не смотря на улучшение материальных благ, люди всё больше становятся врагами друг другу, бесчувственными, им сложнее сопереживать друг другу. Наше современное царство во многом напоминает царство снежной королевы, у которой много красивых ледяных статуй, и сама она очень красива, но она холодна. У нас тоже много красивых домом и машин, нарядных людей, всё блестит и светиться, а в душе холод. Только с холодным сердцем можно беспощадно убивать других живых существ. Герда проделала долгий путь, чтобы найти Кая и смогла «разморозить» его от проклятия Снежной Королевы, только своим горячим сердцем. На пути она встретила разбойников, и девочка разбойница ей помогла. Тут нам показывают, что даже у разбойников есть добрая сторона. Наверно, только так можно спасти и наш мир — горячим, добрым, сердцем.

Сказка о Золотом Петушке

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».

В чём же урок этой сказки? Во-первых царь много завоёвывал в молодости, в старости, когда ему уже хотелось отдохнуть, его начали беспокоить враги. Это пример кармического возмездия: за добро — добро; за злодеяния — возмездие. Царю пришлось испытать то, что он делал по отношению к другим.

Мудрец дал ему петушка для охраны государства, и король обещался выполнить любую просьбу мудреца. Петушок славно выполнял свой долг, потом появляется шамаханская царица опленившая царя (пристрастие к похоти), мудрец просит царя отдать ему девицу и выполнить своё обещание. Царь протестует (не выполняет обещание), гневается, убивает мудреца, а петушок убивает в итоге царя. История кармического воздаяния и наглядный пример человеческих пороков: гнев, убийство, похоть, обман.

Сказка о попе и о работнике его Балде

Мораль этой сказки кроется во Вселенском законе: не потеряешь — не приобретёшь. Тут затрагивается тема выгоды, а выгода всегда идёт рука об руку с жадностью, а жадность, как мы знаем из сказки о рыбаке и рыбке, не имеет границ. Чтобы что-то получить, нужно заплатить. Даже если человек не хочет платить деньгами, сама Вселенная вынудить его отдать долги, это может быть даже через потерю собственной жизни. Эта сказка учит тому, что человек должен довольствоваться тем, что ему преподнесла судьба, не гнаться за выгодой и понимать, что за всё нужно платить, как в материальном, так и духовном смысле, так как дух и материя — едины.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!